Анализ проблем государственного стимулирования развития корпоративной социальной ответственности в России

29 октября 2016

Государственное стимулирования социальных программ характеризуется следующими трудностями:

·         пределы государственного стимулирования;

·         необходимость государственного стимулирования социальных программ предприятий;

·         состав государственного стимулирования;

·         особенности государственного стимулирования в настоящий момент в России.

·         воздействие государственного стимулирования на развитие программ.

 

Следует отметить, что государственное стимулирование предполагает дополнительное изучение специалистами, которые расходятся во мнениях и формируют два основных направления.

1.      Стимулирование является необязательным, так как формирование на предприятиях социальных программ носит добровольный характер. Руководители  предприятий характеризуются высокой степенью сознательности, это приводит к необязательности контроля.

2.     Руководители предприятий не характеризуются социальной ответственностью, это приводит к необходимости государственного вмешательства.

Изучение социальной политики развитых стран позволяет сформулировать вывод, что государству следует оказывать стимулирующее воздействие на реализацию социальных программ по следующим причинам:

·         программы являются социально значимыми;

·         реализация программ оказывает влияние в пределах всего государства.

Высокий уровень жизни населения развитых стран определяется не только экономическим развитием, но и эффективной государственной политикой и социальной деятельностью коммерческих компаний, которые приняла ответственность за общество с целью достижения устойчивого развития.

На российских предприятиях также делается упор на реализацию саморегулирования функционирования относительно разработки и дальнейшей реализации социальных программ.

Государство России не стимулирует развитие социальных программ прямыми методами. Была создана законодательная база, формирующая границы реализации программ. Регулирование социальных программ осуществляется в соответствии с федеральными законами, Бюджетным, Налоговым, Трудовым и Гражданским кодексами Российский Федерации.

Следовательно, государственное регулирование корпоративных социальных программ предполагает формирование необходимых условий развития социальных программ предприятий, которые смогут стимулировать их реализацию. Таким образом, возникает необходимость эффективного распределения нагрузки между работодателями и государством в отношении реализации социальных обязательств (в отношении сфер социального обеспечения, добровольного и обязательного социального страхования). Нагрузка обязательного социального страхования не должна являться сдерживающим фактором развития социальных программ и предприятия.

России не полностью используется потенциал предприятий, задействованных в решении социальных задач. С целью максимизации использования потенциала следует создать более эффективные внешние условия, в том числе политические вопросы взаимодействия бизнеса и государства в сфере социального страхования.

Социальная ответственность частного сектора не должна превращаться в социальный налог, замещая при этом государственную социальную политику и политику органов местного самоуправления. Необходимо определить социальные нужды, ответственность за необеспеченность которых будет возложена на государство, на частный сектор, либо на тех и на других. Государственные структуры также должны нести социальную ответственность, а ее объем должен быть не меньше объема ответственности, которую несет частный сектор.

На крупных предприятиях РФ величина расходов, направленных на социальные программы составляет десятую часть от показателей развитых стран. Основной причиной считается отсутствие культуры ведения бизнеса. В отношении налоговой нагрузки, деятельность российских предприятий реализуется, по сравнению с развитыми странами,  в сравнительно льготных условиях. В результате, отсутствие культуры предпринимательства оказывает непосредственное влияние на ведение социально-ответственного бизнеса.

В настоящее время в стране относительно социальной ответственности, является неприемлемым для дальнейшего эффективного социально-экономического развития страны. На низком уровне находится использование финансово-социального потенциала предприятий, по сравнению с предприятиями других стран. В результате, социально-экономическое развитие страны предполагает закрепление социальной ответственности предприятий посредством норм для создания принципа реализации ведения бизнеса.

Формирование мотивации в отношении социального развития у предпринимателей заключается в осуществлении влияния на материальную сферу. Такой подход предполагает реализацию социальных интересов в выгодных условиях для предпринимателей. Налогово-правовое и публично-правовое воздействие относительно распределения и использования прибыли предприятий должно предполагать осуществление деятельности, связанной с осуществление социальных программ. Такое воздействие должно учитывать налоговое стимулирование путем налоговых льгот.

Ограничения, определенные в налоговом законодательстве. Оказывающие негативное воздействие на формирование и реализацию пенсионных программ на предприятиях, к которым относятся:

·         сумма взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения работников включается в состав расходов на оплату труда. Следует отметить, что признание данных расходов может осуществляться при условии, что оно предусмотрено коллективными или трудовыми договорами [2];

·         12% от ФОТ направляется на реализацию корпоративных пенсионных программ; данная сумма не облагается налогом на прибыль (льгота распространяется на финансирование именных пенсионных счетов; в случае, когда открываются счета на группы лиц данная льгота не  используется). Таким образом, более 60% предприятий, которые реализую корпоративные пенсионные программы, направляют на их финансирование менее 5% от ФОТ. Следовательно, указанные ограничения должны распространяться на все пенсионные программы;

·         работодатель лишается налоговых льгот, если работник самостоятельно оформляет себе страхование пенсии, а также обращается на предприятие с просьбой об оплате страховых взносов. Данная ситуация предполагает определение предприятия в качестве плательщика согласно договору. Тем не менее, в таком случае работодателю приходится оформлять взносы (выдача материальной помощи), а налоги и взносы уплачиваются в  полном объеме. Данный подход для работодателя менее выгодный;

·         если меняются условия пенсионной программы, предприятие лишается льгот по налогу на прибыль на средства, перечисленные на финансирование корпоративных пенсионных программ. Данная особенность является не достаточно корректной.

Ограничения, которое отражено в НК РФ, согласно которому, расторжение договора по страхованию пенсий до 5 лет приводит к необходимости предприятию выплачивать выкупную сумму налога на прибыть. Таким образом,  работодатели заинтересованы заключать договоры с работниками на срок не менее 5 лет.

Формирования налогового режима, направленный на заинтересованность работников и работодателей в создании дополнительного пенсионного капитала.

Величина страховых взносов, которые уплачены в соответствии с договорами добровольного медицинского страхования. Также следует выделить освобождение от налогообложения, направленных на формирование предупредительных мер в отношении добровольного медицинского страхования. Инструментом стимулирования является  освобождение от налогообложения доходов,  полученные гражданами как оплата санаторно-курортных путевок страховой компанией.

Условия, соблюдение которых позволит учитывать расходы на обучение работников при расчете налога на прибыль:

·         обучаются сотрудники, состоящие в штате организации-налогоплательщика;

·         программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации и более эффективному использованию специалиста в рамках деятельности организации-налогоплательщика;

·         образовательное учреждение должно иметь государственную аккредитацию (соответствующую лицензию).

Просто необходимо заключать договоры между предприятиями и образовательными учреждениями, так как они  должны отражать информацию относительно подготовки специалиста, на основании которой стоимость обучения может быть отнесена на расходы. Программа подготовки работника обязательна должна быть направлена на повышение уровня его квалификации.

Получение налоговых льгот предполагает для работодателя, формирующего социальные программы, необходимость их фиксации в соглашениях, трудовых договорах, коллективных договорах, соглашениях между работниками и работодателем относительно предоставления компенсаций и социальных гарантий.

Введение и прекращение реализации социальных программ на российских предприятиях не подлежит законодательному регулированию и отсутствует определение социальных программ. Во-первых, государством принимается недостаточное количество мер относительно стимулирования реализации социальных программ предприятиями. Во-вторых,  со стороны предпринимателей заинтересованность в регулировании их деятельности отсутствует, а введение и завершение социальных программ на предприятиях осуществляется в соответствии с решением руководства.  Таким образом, действия относительно программ в рамках предприятий не предполагают несение ответственности в подавляющем большинстве случаев.

В результате, работники не способны планировать собственное будущее в пределах корпоративных социальных программ, не в состоянии ориентироваться на медицинское и пенсионное обслуживание. Таким образом, государственная социальная политика не реализуется в полной мере. В настоящее время в Росси отсутствуют четкие границы государственного вмешательства в реализацию корпоративных социальных программ и государство не может эффективно способствовать и регламентировать деятельность предпринимателей в социальной сфере.

 

Комментариев пока нет