Есть мнение Новости

Анализ образов политических лидеров на примере предвыборных роликов кандидатов в мэры Москвы на видеохостинге "Youtube"

29 октября 2016

8 сентября 2013 года в России состоялся единый день голосования, который своими результатами привнес немало сенсаций в политическую жизнь нашей страны.  Пожалуй, самый большой ажиотаж вызвали выборы мэры Москвы, на которых кандидат от оппозиции А.Навальный сумел набрать неожиданные 27,24% голосов. Выборы мэра Москвы вызывают интерес как минимум ещё по одной причине: в напряженной борьбе за пост градоначальника предвыборные штабы кандидатов производили апробацию новых политических технологий, часть из которых имела своей целью воздействовать на  аудиторию сети Интернет. 

Особое внимание хотелось бы обратить на технологии, направленные на формирование и продвижение образа политического лидера,  в частности на предвыборные ролики, размещенные на самом посещаемом московскими интернет пользователями видеохостинге «Youtube». Анализ агитационных материалов, размещенных сторонниками тех или иных кандидатов, позволит нам понять, какие приемы используются для повышения  рейтинга кандидатов или для понижения рейтинга их противников в такой специфической информационной среде как Интернет.

В выборах мэра Москвы участвовало 6 кандидатов: М. Дегтярев, Н. Левичев,  И. Мельников, С. Митрохин, А. Навальный и С. Собянин. Все они в разной степени были представлены и на видеохостинге youtube.com. 

 Характеризуя предвыборные ролики кандидата от ЛДПР Михаила Дегтярева[1], необходимо отметить, что данные видеоматериалы полностью совпадают с роликами, показанными по телевидению. Слоганом предвыборной кампании кандидата Дегтярева была фраза «Москве нужен добрый мэр, а Москвичам добрая власть!». Видеоролики, размещенные командой Дегтярева на youtube полностью соответствуют данному слогану. На них кандидат в мэры стоит на фоне символа власти (московского Кремля) и символов православной веры (храма Христа Спасителя и собора Василия Блаженного), проповедует христианские ценности (добро и любовь к ближнему) и читает стихи. В своих роликах кандидат Дегтярев практически полностью отходит от критики действующей власти, что само по себе революционно для кандидата от партии ЛДПР. В представленных роликах делается попытка  создать такой образ, в котором доброта была бы базовой характеристикой политического лидера. С электоральной точки зрения, данный прием не будет способствовать прибавлению политических дивидендов, так как по опросам общественного мнения доброта является далеко не самой востребованной характеристикой в образе политического лидера. Обращает на себя внимание некоторая неуверенность кандидата в речи и при жестикуляции, которая могла отрицательно сказаться на его рейтинге. Необходимо отметить, что предвыборные ролики кандидата Дегтярева набрали не больше 3 тысяч просмотров. Данный факт указывает на то, что в команде кандидата Дегтярева не было специалистов по продвижению подобного рода материалов в сети Интернет.

Ещё одним кандидатом в мэры Москвы является сопредседатель партии «Справедливая Россия» Николай Левичев [2].  Предвыборный штаб Левичева весьма активно задействовал ресурсы сети Интернет, в частности видеохостинга «youtube.com», для продвижения своего кандидата. Предвыборные ролики Николая Левичева обладают довольно простым видеорядом. В своих агитационных роликах Николай Левичев критикует проводимую в последние годы властями Москвы политику в сферах ЖКХ, здравоохранения, борьбы с нелегальной миграцией и пробками на дорогах. Основным концептом всех представленных видеороликов является несправедливость существующей в Москве власти. В данных видеороликах представлены образы матрешек с изображениями Сергея Собянина и Николая Левичева, которые содержат в себе проблему и её решение соответственно. Данные ролики размещены на сервисе youtube с применением технологий таргетинга – они появляются в качестве рекламы исключительно для пользователей, обладающих московскими IP-адрессами. Агитационные материалы Левичева прикрепляются подобно рекламе к предпросмотру наиболее популярных видео. Необходимо отметить, что рекламный ролик, который предназначен для  завлечения потенциальных избирателей, неплохо справляется со своей ролью, так как некоторые  из агитационных материалов Левичева на международном видеохостинге  набрали уже больше 300 тысяч просмотров. Ещё одним приемом, призванным привлечь внимание и поднять количество просмотров, является добавление в название ролика словосочетания «запрещенный ролик», что должно создать у людей, смотрящих видеоматериал, ощущение того, что кто-то пытается помешать кандидату Левичеву рассказать «всю правду» о ситуации в Москве. В роликах кандидата Левичева делается попытка создать образ «профессионала», который знает о наличии множества проблем абсолютно во всех округах столица и который готов предложить свои варианты решения большинства из этих проблем. Несмотря на то, что в представленных агитационных роликах Н. Левичев активно жестикулирует и уверенно говорит, с нашей точки зрения, его образ нельзя назвать харизматичным.

Предвыборные ролики кандидата в мэры Мельникова [3] довольно разнообразны по своей тематике, однако они не рассчитаны на специфическую интернет аудиторию. В своих агитационных материалах кандидат от КПРФ использует как классические коммунистические речевки, намекающие на продажность существующей власти, так  и современное графическое оформление. В данных предвыборных роликах Мельников предстает в образе ученого, выпускника мехмата МГУ и примерного  семьянина. Создается определенный посыл, из которого аудитория может понять, что, будучи ученым-математиком, Иван Мельников сможет куда эффективнее, нежели нынешний мэр, справиться со стоящими перед Москвой финансово-экономическими проблемами. Судя по количеству просмотров предвыборных роликов Ивана Мельникова, можно сказать, что его предвыборная кампания в сети «Интернет» проходит весьма неэффективно. Некоторые из роликов кандидата Мельникова  набрали чуть больше 70  тысяч просмотров, однако это произошло не по причине того, что КПРФ активно применяла новые виды политических технологий, а потому, что электоральная база коммунистической партии в Москве довольно обширна. Героями предвыборных роликов кандидата от КПРФ являются преимущественно пенсионеры, на которых они, судя по всему, и рассчитаны. Опросы, проведенные крупнейшими российскими центрами социальных исследований, показывают, что данная группа населения весьма слабо представлена в сети «Интернет», следовательно шансы коммунистов повысить свой рейтинг за счёт интернет аудитории крайне малы. Необходимо заметить, что один из роликов (До свидания, господин Обещанин!), созданных командой И.Мельникова, направлен не на формирование его образа, а на дискредитацию образа С. Собянина.

Среди всех кандидатов в мэры Москвы наименьшей активностью на видеохостинге «youtube.com» отметился Сергей Митрохин [4].  Его избирательный штаб выпустил лишь 1 официальный ролик, в котором Сергей Митрохин отчитывается о проведенных акциях по защите прав москвичей. Образ Митрохина в данном видео представляет собой образ супергероя-защитника, который лично участвует в защите прав и интересов обманутых дольщиков, жителей Речника и прочих обездоленных. Этот образ мог бы положительно сказаться на рейтинге кандидата в мэры, если бы данный ролик не набрал каких-то 5000 просмотров. В отличие от штабов прочих кандидатов, предвыборный штаб Митрохина решил отказаться от продвижения ролика при помощи технологий таргетинга. Именно этим фактом обусловлен низкий уровень просмотров данного ролика. Рейтинг Митрохина в Москве в целом довольно низок (примерно 1-2%), а поэтому рассчитывать на то, что потенциальные избиратели сами будут искать и смотреть его ролики в интернете, было весьма недальновидно.

Среди всех кандидатов а мэры Алексей Навальный [5] является, пожалуй, самой узнаваемой личностью в сети Интернет. Его предвыборный штаб весьма активно задействовал все ресурсы, предоставляемые данным средством массовой информации. Что же касается видеороликов Навального, размещенных на youtube, необходимо заметить, что они некоторые из них набрали почти 3 миллиона просмотров, что является весьма хорошим показателем. Таких результатов удалась добиться главным образом потому, что команда Навального разработала отдельные ролики для телевидения и для Интернета. Для распространение наиболее популярного ролика (Время пришло! Вооружайся!) были задействованы технологии интернет рекламы. Ролик часто появлялся на главной страница сайта youtube, в верхних строчках результатов поиска, а также в качестве ролика-рекламы, прикрепленного к другим популярным видео. Обращает на себя внимание тот факт, что данный видеоролик попытались создать в форме вирусного видео, то есть в форме видео, которые сами пользователи будут передавать друг другу. Необходимо заметить, что главными героями ролика стали молодые москвичи (социальная группа наиболее широка представленная в сети Интернет), а не сам Навальный. Кандидат в мэры предстает перед нами в образе орудия в руках молодых избирателей.  Надо сказать, что сама персона Навального отсутствует во всех его предвыборных роликах. В его роликах за него говорят жители Москвы. Данный факт свидетельствует о том, что команда Навального попыталась создать образ мэра-демократа, который опирается прежде всего на мнение жителей столицы. Серия роликов «Круги Навального» также служат созданию образа демократа. На этих видео кандидат Навальный приглашает к себе экспертов из самых разных сфер деятельности для обсуждения наиболее насущных проблем Москвы.

Фаворитом предвыборной гонки стал временно исполняющий обязанности мэра Москвы Сергей Собянин [6]. Необходимо отметить, что предвыборная команда Собянина также создала несколько видеороликов, специально нацеленных на молодежную интернет аудиторию. Данные агитационные материалы, размещенные на видеохостинге youtube, не призывают открыто голосовать за Собянина, однако они играют огромную роль в формировании образа данного политика. Главными героями представленных роликов стали молодые люди, которые прогуливаются по Москве. Их прогулки снабжаются красочной инфографикой, на которой наглядно показано, как сильно изменилась Москва в лучшую сторону за то время, пока её мэром был С. Собянин. Данные видеоролики стремятся к созданию образа политика, который не только на словах, но и на делах может доказать свою эффективность, образ специалиста, который может разрешить практически любую насущную проблему столичного жителя. Стоит обратить внимание на отсутствие в роликах самого С. Собянина, что представлется крайне выгодным приёмом, так как рейтинг политика в сети Интернет, и его появление в видеороликах может вызвать лишь негативный эффект. Так же, как и в случае с распространением агитационных материалов кандидата Навального, для распространения видеороликов за кандидата Собянина применялись различные виды интернет рекламы.

Обобщая всё вышесказанное, необходимо сделать вывод, что далеко не все кандидаты на выборах в мэры Москвы работали со специалистами, обладающими навыками по формированию и продвижению образов политических лидеров в специфической среде сети Интернет. Те же кандидаты, которые обратились к услугам специалистов подобного рода, смогли повысить свой рейтинг у представителей интернет аудитории, заручиться дополнительными голосами и, в конечном итоге, занять лидирующие места согласно результатам выборов мэра Москвы. Очевидно, что политические технологи, применяемые в сети интернет, становятся сегодня необходимым средством для победы в политических кампаниях.

_____________________

Источники в сети Интернет:

  1. Видеоролики кандидата Дегтярева:
    1. http://www.youtube.com/watch?v=EgD3kb0eO6U
    2. http://www.youtube.com/watch?v=BPk-wOW-rKs
  1. Видеоролики кандидата Левичева:
    1. http://www.youtube.com/watch?v=kd8J40JT4JE&list=TLSFSpDh5MVKY
    2. http://www.youtube.com/watch?v=aE7C5HNxOFc
  2. Видеоролики кандидата Мельникова:
    1. http://www.youtube.com/watch?v=d6rImti1l-o
    2. http://www.youtube.com/watch?v=HtO9j0s653w
    3. http://www.youtube.com/watch?v=SAunS_fzez8
    4. http://www.youtube.com/watch?v=N7yr1sC0FRM
  1. Видеоролик Кандидата Митрохина:
    1. http://www.youtube.com/watch?v=qR_SnM8q-g8
  1. Видеоролики кандидата Навального:
    1. http://www.youtube.com/watch?v=DM6xm5JB_dQ
    2. http://www.youtube.com/watch?v=kuOvbK1BigI
    3. http://www.youtube.com/watch?v=vJxJNArOWjA
  1. Видеоролики кандидата Собянина:
    1. http://www.youtube.com/watch?v=rM8851NVjDA

http://www.youtube.com/watch?v=p_9YyBuea-k

Комментариев пока нет