Главная тема Новости

Американская экономика сродни несущемуся на большой скорости в никуда локомотиву

29 октября 2016

Несмотря на все заверения политиков о преодолении мирового экономического кризиса, он продолжает свое разрушительное воздействие на экономику всех без исключения стран. Даже в пока еще самой богатой и могущественной стране – в США – все громче слышны призывы к спасению национальной экономики. Видные американские экономисты крайне обеспокоены взрывным ростом госдолга и разрастающимся дефицитом бюджета США, грозящими перерасти в полноценный кризис, способный серьезно подкосить стабильность американской экономики.

В числе критиков нынешней экономической политики президента Барака Обамы своей объективностью и профессиональным подходом к оценке ситуации выделяется Мартин Стюарт Фельдстейн, профессор Гарвардского университета, многие годы возглавлявший Национальное бюро экономических исследований (в настоящее время – его почетный председатель). Добавим, что он входил в состав различных совещательных органов при президенте США: Совета экономических консультантов (при Рональде Рейгане), Консультативного совета по внешней разведке (при Джордже Буше-младшем), Консультативного совета по экономическому восстановлению (в первый срок президентства Барака Обамы). Он, в частности, уверен, что обуздание дальнейшего роста госдолга должно стать ключевой задачей для новой американской администрации, поскольку в оставшиеся до выборов месяцы никто не будет всерьез заниматься этой проблемой.

Как замечает Фельдстейн, сейчас национальный долг страны растет быстрее ВВП, их соотношение стремительно приближается к пропорциям, сложившимся в Италии или Испании. «Десять лет назад федеральный долг составлял всего лишь 35% от ВВП, – пишет американский экономист. – Сейчас он почти вдвое больше, и в 2026 году, по прогнозу, достигнет 86%. Но это только начало. Дефицит годового бюджета, запланированный на 2026 год, составляет 5% от ВВП. Если он останется на этом уровне, процент долга в конце концов вырастет до 125%». И это, добавим, не самый мрачный прогноз (предполагается, что процентные ставки по национальному долгу будут увеличиваться медленно и в среднем составят менее 3,5% в 2026 году). Однако нельзя исключить, что соотношение долга к ВВП действительно будет приближаться ускоренными темпами к трехзначному. И это будет означать, что американское правительство окончательно утратило контроль над процессом формирования бюджета страны, что, в свою очередь, сначала вызовет отток американских и зарубежных инвесторов из США, а потом и бегство, в случае, если власти не пойдут им на встречу и не повысят процентные ставки по долгу Казначейства США. Если же правительство уступит нажиму инвесторов и введет более высокие процентные ставки, то это приведет к резкому увеличению дефицита бюджета. Как отмечает Фельдстейн, уже сегодня для выплаты процентов необходимо повышение федеральных налогов или увеличение бюджетного дефицита.

Нелишне напомнить, что на данный момент зарубежные инвесторы владеют более чем половиной государственного долга США, и эта пропорция, вероятно, будет только увеличиваться. «Даже если сейчас они (инвесторы – прим. автора) охотно принимают новые облигации в уплату процентов по старым, наступит момент, когда США вынуждены будут платить за счет превышения экспорта товаров и услуг над импортом, – уверен Фельдстейн. – А для стимулирования экспорта потребуется снижение курса доллара, чтобы американские товары стали более привлекательны для зарубежных покупателей; но одновременно импортные товары станут дороже для американцев, то есть их уровень жизни упадет». Рост займов федерального правительства приведет к сворачиванию частного сектора, снижению объема кредитов частных фирм и капиталовложений с их стороны, что закономерно скажется на замедлении роста производительности и реальных доходов в будущем.

Расчеты экономистов показывают, что в случае снижения дефицита бюджета США до 2% от ВВП, соотношение долг – ВВП постепенно снизилось бы до 50% к 2026 году Это возможно только путем снижения государственных расходов, увеличения налоговых поступлений, либо того и другого одновременно. Надо сказать, что задача эта трудновыполнимая. Тем более что в последние месяцы наблюдаются «первые звоночки» нового бюджетного кризиса в США.

Так, в марте падение налоговых сборов в стране составило 2,7% от марта 2015 года, и на тот момент это было максимальное падение с 2012 года. Уже в апреле процесс значительно ускорился: падение налоговых сборов превысило 7% от уровня апреля прошлого года и это худший показатель с 2008-2009 годов.

Необходимо заметить, что именно на апрель в США приходится максимальное поступление налоговых сборов и это один из немногих месяцев, когда у американского бюджета США профицит. Как показывает статистика, в остальные месяцы все будет хуже. Добавим, что если по итогам прошлого года этот дефицит составлял 156 млрд долларов, то по состоянию на апрель текущего года – лишь 106 млрд долларов (сказалось одновременное падение налоговых сборов и рост государственных расходов).

по мнению Мартина Фельдстейна, сегодня правительству США стало труднее сократить расходы поскольку «некоторые издержки уже подверглись сокращению». Так, с 1966 года по настоящее время доля оборонных расходов в ВВП снизилась с 7,5% до 3,2% и, согласно прогнозам, в течение следующего десятилетия уменьшится до 2,6%. По мнению американских военных экспертов, это будет рекордно малый показатель со времен Второй мировой войны, соответствующий опасно низкому уровню.

Другие расходы также подвергаются сокращению. Например, «необоронные дискреционные расходы» уже приблизились отметке в 2,6% от ВВП, что также является рекордно низкой со времен Второй мировой войны.

Что касается программ, расходы по которым вытекают из установленных правил, не пересматриваемых ежегодно (известные как «обязательные» программы расходов, в первую очередь выплата пенсий и расходы на здравоохранение), то они наоборот существенно выросли, что спровоцировало рост дефицита бюджета. Доля таких расходов в ВВП, составлявшая в 1966 году только 4,5%, сейчас равна 13,3% и, по прогнозу, в 2026 году достигнет 15%. Как отмечает Фельдстейн, замедление роста этих так называемых «положенных» программ должно быть частью плана сокращения будущего дефицита бюджета США. Таким образом, американский экономист выступает за существенное урезание социальных расходов, что, несомненно, вызовет протесты у малообеспеченных американцев.

Фельдстейн пишет: «Как я, так и другие, задумывающиеся о сокращении дефицита, сосредоточивают внимание на изменении правил налогообложения, чтобы ограничить особые статьи затрат, так называемые “налоговые расходы”, отражающие расходы государства, заложенные в налоговый кодекс. Эти статьи варьируются от небольших, таких как предоставление налогового кредита в 7500 долларов покупателю электромобиля, до крупных (например, вычет за проценты по ипотеке и исключение выплат на медицинское страхование наемных работников из налогооблагаемого дохода нанимателя)».

Так, по расчетам экономиста, один только вычет по ипотеке в этом году уменьшит налоговые поступления на 84 млрд долларов (или более чем на 5% от общей суммы налогов на личный доход), а исключение взносов по медицинской страховке приведет к снижению поступлений более чем на 200 млрд долларов (или примерно на 15%).

Вместе с тем, по оценкам ведущих российских экономистов (в частности, Михаила Хазина), рост госдолга США едва ли удастся хотя бы уменьшить без серьезных потрясений для всей мировой экономики, и, добавим, геополитики. Когда локомотив становится неуправляемым или сходит с рельсов на большой скорости он крушит все на своем пути. А сегодняшняя американская экономика очень похожа на такой локомотив.

Вячеслав Петров

Комментарии 2

<p>
Когда же уже наконец их экономика полностью развалится
</p>
<p>
Когда же уже наконец их экономика полностью развалится
</p>