Актуальные проблемы государственно-конфессионального взаимодействия в образовательной сфере в Республике Башкортостан

Сегодня религия является одной из важнейших сфер общественной жизни, оказывающей заметное влияние на формирование мировоззрения многих людей, а через него на их сознание и поведение.

В настоящее время на территории Республики Башкортостан действуют 12 религиозных центров, 1657 религиозных объединений различных конфессий (1064 зарегистрированы, 593 действуют в качестве религиозных групп). Православие и ислам являются ведущими конфессиями, их объединения составляют более 87% от общего количества религиозных организаций: около 68% - ислам, 19% - православие. Протестантские формирования составляют 12% от общего количества зарегистрированных организаций [1].

Значительно усилилась, на современном этапе, роль религиозных объединений в стабилизации общественной жизни республики – решение нравственных проблем, воспитание молодежи, укрепление семьи, борьба с социальными язвами общества.

В течение последних лет подписан ряд соглашений по государственно-конфессиональному сотрудничеству. Так, взаимодействие Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан [2], Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по РБ, в том числе в рамках работы республиканской антинаркотической комиссии, совместно с религиозными конфессиями, позволяет использовать их потенциал в профилактике преступлений и правонарушений.

Другими направлениями социальной деятельности конфессий является работа в больницах, детских домах, местах содержания под стражей и исполнения наказания, воинских частях, оказание благотворительной помощи, создание приютов, реабилитационных центров.

Одним из приоритетных является сотрудничество государственных и муниципальных органов управления и религиозных организаций и групп в сфере образования и воспитания, которое реализуется на всех образовательных уровнях в большей или меньшей степени, вызывая и по сей день дискуссии в нашем обществе.

Рассмотрим его на примере высшего, основного общего образования, дошкольного воспитания и собственно религиозного обучения.

В первую очередь вызывает интерес исламское образование. Не секрет, что подготовка служителей культа для мусульманской уммы имеет свои проблемы и особенности.

К сожалению, религиозное образование не отвечает всем необходимым требованиям. Преобладает формализованный подход к образовательным технологиям. Прерванные в советские годы традиции подготовки имамов, привели к необходимости в короткие сроки восстанавливать нормативную, хозяйственную базу, преподавательский состав. Всё это сопровождалось обычными «болезнями роста» исламских образовательных учреждений и привело к нареканиям в уровне подготовки специалистов. Удручает сравнительно невысокий уровень знаний и умений в общегуманитарной подготовке шакирдов по сравнению с выпускниками светских вузов. Восстановление богословских традиций преподавания происходит объективно медленно, что приводит к привлекательности получения религиозного исламского образования за рубежом и приглашению к преподаванию зарубежных специалистов, распространению учебной и религиозной литературы не прошедшей необходимую экспертизу. Что, в конечном итоге привело к распространению нетрадиционных исламских течений и снижению авторитета исламских имамов на территории республики. Так, по данным наших исследований, в РБ доверяют своим священнослужителям – 44% мусульман, «не всегда» доверяют - 42%, «не всегда авторитетны в вопросах веры» - 41,5% и в повседневной жизни – 40,1% [3].

На территории Республики Башкортостан действует  Российский исламский университет ЦДУМ России и четыре медресе, два из которых в Уфе и по одному в г. Стерлитамаке и г. Октябрьском. С целью поддержки традиционных мусульманских религиозных организаций России и осуществляемых ими проектов, направленных на развитие исламской культуры, науки и образования, крупнейшими религиозными организациями при участии Управления президента Российской Федерации по внутренней политике в декабре 2006 года был создан Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Первым масштабным проектом Фонда, реализованным в Республике Башкортостан, стало решение выделять финансовую поддержку мусульманским общинам в виде денежных грантов с несложным, но полным бухгалтерским отчётом. В связи с этим особый интерес в нашей республике вызвала специальная программа «Поддержка и развитие исламского образования в России», разработанная Фондом. Выделенные в рамках этой программы денежные средства позволяют исламским вузам направлять их на нужды по обеспечению учебного процесса. За каждым выбранным высшим религиозным учебным заведением закреплен светский вуз-партнер, которым оказывается помощь в организации светской составляющей учебного процесса, формировании методической базы, разработке учебных программ. Все это происходит в рамках реализации учебных программ в религиозных учебных заведениях, которые будут аккредитованы на соответствие государственному стандарту. Сейчас в пяти российских регионах – Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Уфе и на Северном Кавказе организовались университетские центры, которые сообща будут осуществлять управление, планирование, научно-методическое обеспечение и контроль всей системы исламского религиозного образования. В целях формирования единого образовательного пространства, координации действий исламских учебных заведений, обеспечения защиты прав участников исламского религиозного образования и представления их общих интересов в государственных и иных органах, создан Совет по исламскому образованию при Совете муфтиев России. Как показывает опыт работы, интеграция светских и религиозных дисциплин идет успешно. Таким образом, система религиозного образования по качественному уровню постепенно адаптируется к системе государственного образования [4].

Сегодня актуальным является прохождения исламскими ВУЗами государственной аккредитации по специальности «Теология». В данном случае, необходимым пояснением является то, что при государственной аккредитации предметом контроля не является обучение религии, осуществляемое вне рамок государственных образовательных программ. Фактически учащиеся духовных учебных заведений должны освоить двойную учебную нагрузку – для подготовки священнослужителя и в соответствии со светской образовательной программой по теологии, юриспруденции, истории, философии или другой программе и если учебное заведение имеет по данной специальности гос. аккредитацию, выпускник вправе получить по ней диплом гос. образца. Причём документ этот будет иметь отличие от аналогичных выдаваемых светскими ВУЗами по аккредитованным специальностям. В соответствии с изменениями, внесёнными в ряд законодательных актов, в том числе в ст.ст. 12 и 33 закона РФ «Об образовании» и в ст. 19 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 28 февраля 2008 г. Федеральным законом РФ № 14-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)" – документ гос. образца о соответствующем уровне образования, выдаваемым учреждением профессионального религиозного образования, заверяется печатью такого образовательного учреждения, не содержащей изображения Государственного герба Российской Федерации [5]. Также использование печатей с изображением Гос. герба РФ религиозными организациями не допускается законодательством о Гос. гербе РФ. Подготовка по специальность «Теология», также ставит целью подготовку «к выполнению научно-исследовательской, учебно-воспитательной и экспертно-консультативной деятельности… (и) не преследует цели подготовки священнослужителей (п.1.3)… Изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер (п.1.4)» [6].

В Башкортостане за Российским исламским университетом ЦДУМ России в качестве вуза-партнера в учебно-методическом и преподавательском плане определен Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. Также впервые, благодаря вышеуказанной программе Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования семь российских вузов предоставили бюджетные места для исламских студентов. Например, 1 сентября 2008 года в БГПУ им М. Акмуллы выделено 10 бюджетных мест по специализации «юриспруденция с углубленным изучением истории и культуры ислама». Таким образом, светский вуз впервые будет готовить специалистов с универсальным образованием, которые в перспективе могут преподавать в школах историю мировых религий или основы исламской культуры, а также оказывать необходимые юридические консультации по вопросам связанным с исламской тематикой.

Российский исламский университет ЦДУМ России сегодня в целом отошёл от практики приглашения преподавателей из-за рубежа, сделав ставку на воспитание собственных преподавательских кадров и на приглашение специалистов по светским дисциплинам из вуза-партнёра, и не только. Например, преподавателями Уфимского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова велось обучение шакирдов по дисциплинам: «Правоведение», «История мировых религий» и спецкурса «Государственное законодательство о религиозных организациях».

В ближайшем будущем программой поддержки и развития исламского образования в России предусмотрено охватить подобным образом и средние мусульманские религиозные учебные заведения [7].

В Республике Башкортостан действует также Уфимский епархиальный филиал Московского Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета. Еврейская религиозная община самостоятельно контролирует воспитательный процесс детей членов общины с самого начала (детский сад «Хая мушка»), обучая в своей общеобразовательной школе «Ор Авнер», после чего большинство выпускников поступает в высшие учебные заведения, имеющие отношение к Федерации еврейских общин России в Москве.

На уровне реализации общеобразовательных программ в образовательных учреждениях начального, основного общего, среднего (полного) общего образования наиболее актуальным и вызывающим дискуссии среди специалистов в области образования, общественных наук, религиозных служителей и общественный интерес в средствах массовой информации является вопрос о введении в школах, сначала предмета «Основы православной культуры» в 2002-2003 гг., а затем в 2009 г. нового школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики». И если с первой дисциплиной вопрос в целом ясен, так как, несмотря на яростные протесты противников клерикализации российского общества и государства уже имеются прецеденты её преподавания в Курской, Белгородской, Смоленской, Кемеровской областях [8], хотя дальнейшее её распространение на территорию других субъектов в целом блокируется [9]. То преподавание второго предмета только начинается и вызывает ряд вопросов и замечаний. Дискуссии о том, целесообразно ли в светской школе вводить обязательный для всех учащихся предмет о религии, велись с начала 2000-х годов. Точку в спорах поставил президент России Дмитрий Медведев в июле 2009 года. Он поддержал идею религиозных лидеров о преподавании основ религиозной культуры и светской этики в школах России и предложил провести эксперимент в ряде регионов страны. В нём приняло участие около 300 тысяч школьников и 15 тысяч учителей.

При нашем глубоком уважении к достижениям религиозной культуры, мы всё же считаем наиболее рациональным изучение в рамках школьной программы истории мировых религий, как культурологического, религиоведческого курса которое должно сопровождаться хорошей методологической и материальной базой и ни в коем случае не будет направлено на клерикализацию сознания подрастающего поколения. Республика Башкортостан является многонациональным и многоконфессиональным субъектом Российской Федерации, на территории которой преподавание основ того или иного вероисповедания может привести к различного рода противоречиям и конфликтам сейчас и в будущем.

С 1 апреля 2010 г. в 19 регионах в соответствии с решением Правительства РФ начал действовать трехлетний экспериментальный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Преподавание комплексного учебного курса планируется проводить в течение двух четвертей общеобразовательной школы: в 4-м классе (IV четверть) и в 5 классе (I четверть). В рамках этого проекта родителям предложили выбрать из 6 модулей: «Светская этика», «История религий, общий курс», «Православие», «Ислам», «Иудаизм», «Буддизм». Предпочтения родителей распределились следующим образом. В Карачаево-Черкесии, согласно данным министерства образования Карачаево-Черкесии, 20% школьников выбрали для изучения основы православной культуры, 37% - основы исламской культуры, 19,9% - основы мировых религиозных культур и 22,9 % школьников будут изучать основы светской этики. В Новосибирской области религиозные интересы 30 тысяч учащихся 4-х классов распределились следующим образом: 18 000 школьников выбрали «Основы светской этики», чуть больше 5 000 человек будут изучать «Основы православной культуры», 4300 учащихся – «Основы мировых религиозных культур» и 33 школьника - «Основы исламской культуры». Основы буддизма и иудаизма не выбрал никто. Похожая ситуация сложилась и в Вологодской области: 58% — светская этика, 24% — православная этика, 17% — основы мировых религиозных культур, 0,1% (8 человек) — основы исламской культуры. Опять-таки основы буддийской и иудейской культуры не выбрал никто. Список регионов, где проходил эксперимент: 1. Еврейская автономная область; 2. Камчатский край; 3. Пензенская область; 4. Удмуртская Республика; 5. Чувашская Республика; 6. Вологодская область; 7. Калининградская область; 8. Красноярский край; 9. Новосибирская область; 10. Томская область; 11. Курганская область; 12. Свердловская область; 13. Костромская область; 14. Тамбовская область; 15. Тверская область; 16. Республика Калмыкия; 17. Карачаево-Черкесская Республика; 18. Ставропольский край; 19. Чеченская Республика [10]. Позднее к ним добавились по предложению президента России Республика Марий Эл и Ярославская область [11].

Осталось посмотреть на первые плоды эксперимента.

Согласно исследованию, проведённому Фондом "Общественное мнение" 20-21 марта 2010 г. среди 2 тысяч респондентов, 63% россиян положительно относится к введению в школах курса "Основы религиозных культур и светской этики", 17% эту идею не поддерживает. Участники опроса считают, что этот предмет будет способствовать культурному и духовному развитию детей: школьники получат знание о религиях, станут более дисциплинированными и будут более уважительно относиться к старшим. Еще россияне надеются, что изучение предмета сделает их детей более религиозными, у них появится вера в Бога. Среди отрицательных последствий введения курса респонденты назвали увеличение нагрузки на школьников. Они опасаются, что ребятам будут "навязывать религию", а предмет будут некорректно преподавать плохие педагоги.

Более половины респондентов (53%) считают, что этот курс должен преподаваться в школе в качестве факультатива, 20% - что он должен быть обязательным для всех, а 11% - что его вообще не должно быть в школе [12].

В конце 2010 г. по заказу Общественной палаты был проведен опрос 700 родителей, чьи дети уже начали изучать факультатив. Он показал, что более 78% родителей положительно относятся к изучению основ религиозной культуры в школьной программе. 61% опрошенных считает, что изучение религиозных культур должно осуществляться отдельным курсом. На сегодняшний день, мы вынуждены констатировать, что большинство родителей и школ не выбрали изучения основ своей религии и эксперимент провалился, Несмотря на то, что 28% семей отметило изменения к лучшему в поведении своих детей[13].

 Мы можем выделить и первые наметившиеся проблемы.

Во-первых, сам процесс подготовки учебников по модулям по многочисленным признаниям авторов шёл тяжело. На этот процесс было отведено 2,5 мес., а на подготовку педагогов и изучение общественного мнения всего полгода.

Вторая, пожалуй, самая большая проблема с педагогами. Под новый предмет мобилизовали, где учителей начальных классов, где предметников. Толком, не разобравшись, они были брошены в класс как на амбразуру. «Особенно большие проблемы с учителями начальных классов. Зачастую им не хватает общекультурной компетенции», - высказывается зав. кафедрой философии, религии и религиоведения философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Марианна Шахнович [14].

Третья проблема, как считают некоторые исследователи, психологического характера. Дисциплина рассчитана на конец 4 – начало 5 класса. Поскольку весь курс касается проблем мировоззренческих, логично было бы вводить его у ребят, переживающих очередной возрастной кризис, т.е. либо у малышей 1-3 классов (7-8 лет), либо классе в 6-9 (12-15 лет). Либо у старшеклассников, которые уже имеют свою точку зрения на религиозные и этические темы [15].

Четвёртое. Уже при первоначальной попытке непредвзятого анализа модулей, составляющих данный курс, выявляется их явная диспропорция и несопоставимость в аспектах объёма материала, его качества, дидактической нагрузки.

Пятое. Встаёт вопрос о возможном введении данного курса по окончании эксперимента в других национальных республиках, в том числе в Республике Башкортостан. А готовы ли мы к этому? Как будут учтены местные особенности и интересы традиционных и нетрадиционных конфессий, национальных групп. Готовятся ли собственные методические рекомендации и педагогические кадры и т.д. Как воспримет учебник «Основы исламской культуры» разработанный Советом муфтиев России исламское духовенство ЦДУМ в Башкортостане, как центре своей «юрисдикции» и т.д. Вопросов больше чем ответов.

В СМИ указываются и другие наметившиеся противоречия. В том числе.

Учителя недовольны выбранными для эксперимента классами — конец 4-го, начало 5-го. По их мнению, введение курса совпадает с непростым переходом от начальной школы к средней. Кроме того, они жаловались на нехватку учебников и пособий.

Священнослужители недовольны давлением, которое, по их сведениям, оказывалось на учеников и родителей в некоторых регионах: дескать, директора школ отдают предпочтение светской этике и внушают родителям соответствующие взгляды.

Правозащитники тоже недовольны давлением: грубо­стью и оскорбительными выражениями по отношению к представителям другой религии при выборе конфессионального курса.

Мусульмане и неправославные христиане недовольны тем, что в ряде школ откровенно пропагандируется Русская Православная Церковь Московского Патриархата.

Родители недовольны тем, что дети перегружены, и считают, что предмет нужно сделать факультативным.

Большинство наблюдателей констатируют противоречивость самой концепции курса ОРКСЭ, который его разработчики решили сделать "конфессиональным" по форме и "общечеловеческим" по содержанию. Согласно действующему законодательству РФ, в государственной школе не может быть религиозного, конфессионального обучения [16].

Мнение же основной российской конфессии – РПЦ, в лице патриарха Московского и всея Руси Кирилла о первых итогах можно оценить как взвешенно оптимистическое: "Эксперимент осуществляется в 21 регионе, и, несмотря на некоторые погрешности, связанные с несовершенством формулировок, которые присутствуют в учебных пособиях, сам эксперимент удался. Общество его приняло" [17].

Несмотря на то, что Башкирия считается одним из центров мусульманской религии, модуль «основы исламской культуры» в 2012 г. выбрали чуть больше 4%. «Основам православной культуры» досталось еще меньше - 1,4%. В основном выбирали обучение светской этике. По сообщению из Минобразования РБ, в этом году расклад не особо изменился, разве что уроки православия и основ мировых религиозных культур вызвали ещё меньше интереса.

В целом итоги выглядят так:

73% – основы светской этики

21,7% - основы мировых религиозных культур

4,25% – основы исламской культуры

0,5% – основы православной культуры.

Как отмечает ведущий специалист-эксперт Альбина Гиматова, в 15 районах республики 100% ответивших выбрали светскую этику. По её словам, обучение прошли около 4 000 учителей начальных классов, которые и ведут уроки по выбранным модулям. В некоторых школах обучение проводят приходящие из средней школы учителя истории, русского языка, культуры, литературы и истории Башкортостана [18].

В нашем регионе могут реализовываться и другие, неординарные варианты государственно-конфессионального сотрудничества. Так, например, в школах Башкортостана появляется халяльное питание. Подобная инициатива должна исходить от родителей школьников, они имеют полное право обратиться с подобным предложением к администрации школы или гимназии. Главное при этом, чтобы предложенная система халяльного питания соответствовала действующим санитарным нормам и была полезна для здоровья детей. По мнению Вячеслава Пяткова, основную поддержку в этом начинании может оказать Комитет по стандарту «Халяль» при Духовном управлении мусульман Республики Башкортостан, который уже второй год занимается сертификацией халяльной продукции в нашей республике и ряде других регионов России [19].

Многие опасения вызвало введение в 2013 г. школьной формы и связанный с этим вопрос о ношении платков или хиджабов. Каждый «исламский» регион принял по этому поводу своё решение. В Башкортостане также этот вопрос обсуждался на самом высоком уровне, в том числе с привлечением наших специалистов. Были предложены разные варианты – от предложений по «исламскому комплекту» формы, разработанному мусульманскими модельерами, до – разрешения платка как элемента традиционной одежды, но только по желанию родителей и с согласия педагогического и родительского комитетов школ. В конце концов, было принято решение – не препятствовать обучению желающих детей в платках и не муссировать эту тему, так как не ожидалось большого количества требований по ношению платков. Дальнейшая практика подтвердила правильность принятого решения, т.к. конфликтные ситуации по этому поводу между администрацией школ и родителями были единичными и разрешались оперативно.

Вместе с тем в настоящее время на территории Республики Башкортостан практически при каждой церкви и мечети существуют воскресные школы, учебные группы, где каждый желающий (несовершеннолетние – только с разрешения родителей) может изучать основы религии, Библии или Корана, арабский язык и культуры, то есть заниматься религиозным образованием. Каждый имеет на это право. Само религиозное образование (обучение религии) может осуществляться разными способами.

Во-первых, «обучение религии и религиозное воспитание своих последователей» является необходимым признаком религиозного объединения, и осуществлять его имеет право каждое религиозное объединение, включая незарегистрированные религиозные группы [20].

Во-вторых, религиозная организация может выступать в качестве учредителя негосударственного образовательного учреждения [21]. Для образовательного учреждения, создаваемого религиозной организацией возможны два варианта:

1) общеобразовательное учреждение, в котором преподаются все предусмотренные государственные образовательные программы, которое проходит государственную аккредитацию и получает право выдавать диплом государственного образца. Религиозное образование в таком образовательном учреждении осуществляется одновременно с общим образованием;

2) учреждение дополнительного образования (воскресные школы, курсы и т.п.). Виду обязательности общего образования, учащиеся в таких учреждениях должны получить и основное общее образование (9 кл.) в другом образовательном учреждении, имеющем гос. аккредитацию.

В-третьих, централизованные религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей  и религиозного персонала (ст. 19 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Местная религиозная организация может учредить негосударственное образовательное учреждение, но не может создавать учреждение профессионального религиозного образования (семинарию, медресе и т.д.) [22].

И, пожалуй, самой нерешённой проблемой в рассматриваемой нами теме является сотрудничество в сфере дошкольного воспитания. Наиболее последовательно и в этом вопросе проводит свою политику Русская Православная Церковь. Реализация духовно-нравственного воспитания в детском саду и семье обеспечивается активным взаимодействием епархиальных отделов религиозного образования и катехизации с региональными управлениями образования. Единство позиций епархии и органов власти на местах (Белгородская, Костромская, Смоленская, Московская епархии) позволяют решать актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, выполняя социальный запрос родителей по воспитанию своих детей в соответствии с их православным мировоззрением. «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. за № 666, сдерживает внедрение программ по духовно-нравственному воспитанию детей на традициях религиозности своего народа, и в целом препятствует созданию в стране сети православно и других конфессионально ориентированных групп и детских садов. О чём Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и подготовил письмо о внесении изменений в «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», предложив включить в него задачу «Духовно-нравственное развитие личности», в соответствии с законом РФ «Об образовании» и традициями российской педагогической науки и практики, а также предусмотреть в перечне видов дошкольных образовательных учреждений соответствующие приоритетные направления: «духовно-нравственное воспитание детей» и «этнокультурное» [23].

В нашей республике проблема конфессионального элемента в дошкольном воспитании также актуальна. До настоящего времени таких детских садов в республике практически не существует. И видимо не будет до решения государством вопроса о возможности включения элементов религиозного воспитания в дошкольном секторе. Пока же верующее население находит выход в организации альтернативных семейных детских садов, хотя правовая основа для их работы до сего времени отсутствует. В таком формате работает уже упомянутый выше детский сад «Хая мушка» Еврейской религиозной общины. Существуют группы дошкольников работающие на принципах мусульманского семейного детсада в г. Стерлитамаке и г. Давлеканово [24]. Подобные исламские группы, которые воспитываются по договору с нянями на квартирах, появляются и в Уфе (2 группы). Потребность же в них верующего населения республики возрастает с каждым годом. Это видно из опубликованных обращений к Президенту РБ Хамитову Р.З. верующих родителей о необходимости раскрытия перед маленькими мусульманами исламских ценностей, изучения Корана, хадисов, арабского языка, исламского этикета [25], а также из заявлений мусульман Молодёжной секции Всемирного Курултая башкир при подготовке 3 Всемирного Курултая башкир летом 2010 г.  Проблема мусульманского детского сада имеет свои конфессиональные особенности, которые невозможно не учитывать. Это и особое питание, и стиль одежды воспитателей и обслуживающего персонала, и режим дня. Сегодня родители мусульмане вынуждены идти на разнообразные ухищрения, чтобы соблюсти особенности своего вероучения. Так, например, некоторые мусульманки отправляют ребенка в обычный сад, договариваясь при этом с воспитателем об отдельной плате за повышенное внимание к малышу и специальный обед. Либо сами относит в сад для своего малыша домашнюю еду. Либо «договариваются» уже с самим чадом, чтобы он не притрагивался к мясным блюдам. Объясняя, что это харам. И Всевышний не будет доволен им в Судный день. К такому методу, как выяснилось, прибегает большое количество мусульман в крупных мегаполисах [26]. Весьма положительным моментом является то, что в нашей республике руководство исламской организации в лице председателя Центрального духовного управления мусульман России Талгата Таджуддина в своих планах строительства новой мечети в районе парка Калинина в г. Уфа предусматривает,  что помимо молельного зала на 3333 человека в мечети расположится Академия исламских наук на 222 студента, начальная школа и детский сад (каждый рассчитан на 99 детей), а также дом милосердия на 66 мест [27].

Государство может дистанцироваться от решения подобных проблем, исповедуя принципы светского государства, что, однако маловероятно учитывая опыт взаимодействия в сфере высшего и среднего образования. Так что данная проблема ещё ищет путей своего решения.

В сфере ВУЗовского образования в конце 2013 г. прошли 2 конференции, на которых были подтверждены тенденции его дальнейшего развития. 12-13 декабря 2013 года в г. Уфа состоялась VI  Международная научно-практическая конференция «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века». Она была организована на базе вузов-партнеров - Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы и Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России под эгидой Исламской организации сотрудничества в сфере образования, науки и культуры (ISESCO), Федерации Университетов Исламского мира (FUIW) и при поддержке Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан. Так же в Москве в декабре, в рамках 9 Мусульманского форума состоялась 6 международная образовательная конференция «Международное измерение исламского образования в России. Исламское образование на евразийском пространстве» и конференция в Московском исламском университете «Развитие  высшего и среднего исламского образования в России: опыт и перспективы». На всех этих мероприятиях обсуждались актуальные вопросы современного российского исламского образования.

Сегодня ислам в России стоит перед выбором дальнейшего пути своего развития на новом качественном уровне. И вопросы, связанные с технологиями и идеологией образования будущих имамов, тех, кто придёт в мечети через 5 лет нужно решать уже сегодня. 

Было особо подчеркнуто, что актуальные задачи по гармонизации государственно-исламских отношений в России достаточно четко обозначены в выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина на торжественных мероприятиях, посвященных 225-летию Центрального духовного управления мусульман России в Уфе 22 октября 2013 года. «Одна из важнейших задач – воссоздание собственной исламской богословской школы, которая обеспечит суверенитет российского духовного пространства»  - подчеркнул Президент России – и, что принципиально важно, будет признана большинством мусульманских учёных мира.

В ходе осуждений и дискуссий, каждодневной работы духовных университетов и медресе проявляются черты будущего исламского российского образования. По нашему мнению оно будет сочетать в себе различные черты. Это и использование новационных образовательных технологий дистанционного обучения в преподавании арабского языка в онлайн-режиме с его носителями и опора на традиции. Одной из которых, по мнению специалистов, является применение достижения суфийского богословия (доклад И.Ф.Сафаргалеева [28]) в мусульманских учебных заведениях, в том числе в рамках противодействия идеологии радикализма.

При этом специалисты религиозного образования сегодня пытаются работать над решением тех же проблем, которые стоят перед светскими ВУЗами. Это развитие связки науки и образования с одной стороны, выстраивание цепочки единого образовательного процесса по технологии: исламская школа – медресе – ВУЗ – зарубежная стажировка, в рамках единой исламской образовательной программы на базе традиционных мазхабов с другой стороны. Также остро стоит вопрос о переводах классических трудов исламских мыслителей и применении их в обучении. Тем более что большая часть рукописей и архивных документов России хранятся на территории Башкортостана, в республике не хватает специалистов, которые смогли бы подробно изучить эти материалы и внести свою лепту в научную среду.

В международном сотрудничестве с вузами и структурами ISESCO и FUIM, признано целесообразным расширение направлений дальнейшего сотрудничества, включая: научно-исследовательские, культурно-просветительские и дипломатические. В этой связи считать правильным выбранную ранее стратегию отказа от обучения студентов в зарубежных исламских учебных заведениях, и признания полезности использования заграничных учебных центров для языковой практики и повышения достигнутой в России квалификации (магистратура, аспирантура, докторантура, стажировки). Важным направлением работы в области международного сотрудничества является  дальнейшая регламентация обучения российских специалистов за рубежом путем выдачи специальных направлений от лицензированных учебных заведений и учреждений духовного образования, утвержденных их учредителями. При этом развитие двунаправленного взаимополезного  международного сотрудничества, в котором накопленный опыт и знания передают друг другу и российские, и зарубежные вузы-партнеры будет продолжено.

Участники конференций отмечали и проблему выбора векторов и приоритетов в  процессе возрождения религиозных институтов,  определения их места и роли  в политической системе современного государства.  В этой связи докладчики солидарно отдавали предпочтение развитию систем образования и просвещения в деле  гармонизации общественных отношений, в поступательном развитии Российского государства.

Сегодня уже ясно, что настало время призвать ответственные и компетентные институты государства, общества и конфессий к дальнейшему диалогу и поиску путей совершенствования нормативно-правовой базы взаимодействия государства и религиозных институтов общества, в первую очередь в сфере исламского образования. Это необходимо  для его дальнейшего позитивного развития в нашей стране, так как влияние ислама на общество в ближайшее время будет только усиливаться.

Литература:

Совет по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте РБ. Справка о религиозной ситуации на территории Республики Башкортостан на 12.08.2013 г.

Соглашение Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан с духовными лидерами религиозных конфессий о сотрудничестве. 17 марта 2009 г. URL: http://www.mvdrb.ru/index.php?page=177

Карамышев Р.Д. Государственно-конфессиональные отношения: концептуальный и социальный аспекты. /Вестник Башкирского университета. Т. 14. № 4, 2009. С. 1546-1547

Хабибуллина М.Ю. (зав. учебно-методическим отделом Московского исламского университета). Современное состояние исламского образования в России. 14.03.2008. URL: http://www.miu.su/?p=98

Федеральный закон Российской Федерации от 28 февраля 2008 г. N 14-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)". URL: http://www.rg.ru/printable/2008/03/05/obrazovanie-relagia-dok.html

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление «Теология». – М., 2001

Пятков В.П. (председатель Совета по делам религий при правительстве Республики Башкортостан, г. Уфа) Государственно-конфессиональные отношения на территории Республики Башкортостан. //Просветительские традиции ислама в Урало-Поволжье: Первые Фахретдиновские чтения. 15.04.2009. URL: http://www.idmedina.ru/books/materials/?1208

Протоирей Димитрий Лескин. Борьба с «Православной культурой»: защита светскости или рецидив атеистического гуманизма? URL: http://www.fond.ru/articles/1/163

Русская православная церковь и национальная идея: потенциал и проблемы. 08.04.2009 /Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. URL: http://rusrand.ru/news/news_121.html

Внимание: Эксперимент! «Основы религии» пришли в 19 регионов. URL: http://www.school2100.ru/school2100/news/index.php?ELEMENT_ID=6993

Религия и этика в школе: страхи не оправдались. URL: http://www.rian.ru/analytics/20101202/303510508.html

Образование скрестят с религией: дети возьмутся за Коран и Библию. URL: http://www.rian.ru/edu_news/20100331/217438232.html

Религия и этика в школе: страхи не оправдались. Там же. URL: http://www.rian.ru/analytics/20101202/303510508.html

Там же. URL: http://www.rian.ru/analytics/20101202/303510508.html

Сеньчукова М. Как слово Божье отзовётся: «Основы религиозных культур» - в ожидании провала. URL: http://www.pravmir.ru/osnovy-religioznyx-kultur-%e2%80%93-v-ozhidanii-provala/, URL: http://www.rb21vek.com/248-zhdem-novyj-predmet-osnovy-religioznyx-kultur.html

Регионы отчитались по ОРКСЭ. 13.10.2010. URL: http://www.ej.ru/?a=news&id=10035

Патриарх считает удачным преподавание Основ религиозной культуры. 03.02.2011. URL: http://www.rian.ru/religion/20110203/329860261.html

URL: http//u7a.ru/articles/society/5455

URL: http//www.gorod-ufa.com/ufa/community/target=”_blank”

Федеральный закон Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». ст. 6, 7.

Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. «Об образовании» № 3266-1. ст. 11 п. 4.

Шахов М.О., Храпов А.В. Государственное законодательство о религии: Учебное пособие. М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2009. с.209-212

Материалы семинара «Пути реализации духовно-нравственного воспитания в системе дошкольного образования» в рамках XVIII Рождественских чтений. 25.01.2010 URL: http://www.patriarchia.ru/db/print/1062008.html

URL: http://sterlitamak.ru/forum/forum23/topic1752/

URL: http://community.livejournal.com/blog_rkhamitov/16533.html?page=7

Детский садик. Что делать детям мусульман? URL: http://www.islam.ru/pressclub/tema/detsadmus

Башкирия: мусульмане не будут сносить памятник всероссийскому старосте. 26.01.2011. URL: http://www.u7a.ru/articles/society/1102

Сафаргалеев И.Ф. Использование знаний о тасаввуфе в исламском образовании для профилактики религиозного экстремизма/Тезисы доклада на VI международной научно-практической конференции «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века (Уфа, 12-13 декабря 2013 года). URL: http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=17302