Актуальность исследования на тему "Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан и перспективы их развития".

29 октября 2016

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последнее время роль Центральной Азии в мировой политике неуклонно растет, регион обладает исключительным геополитическим положением и значением, что сделало его местом пересечения интересов мировых держав, в первую очередь, США, России и Китая.

Центральноазиатский регион, являясь частью постсоветского пространства, всегда будет приоритетным направлением внешнеполитической деятельности России. Для России доминирующее влияние в регионе жизненно необходимо, т.к. если России не удастся закрепиться в ЦА путем стабилизации и дальнейшего упрочения союзнических отношений с республиками, то ее место могут занять США и НАТО, что представляет собой угрозу подрыва статуса РФ как мировой державы. События, которые в настоящее время происходят в государствах Северной Африки и Ближнего Востока, и, особенно, действия Соединенных Штатов и их союзников в этом регионе, не могут не вызывать обеспокоенность со стороны РФ, т.к. страны Центральной Азии давно вошли в орбиту интересов Запада как важный и перспективный источник энергоресурсов.

Узбекистан занимает особое место в системе отношений России со странами Центральной Азии. С одной стороны, республика является важным экономическим партнером РФ, с другой, – Ташкент всегда занимал особую позицию по ряду политических вопросов и был непростым союзником для Москвы. Ситуация осложняется еще и тем, что Ташкент пытается выстраивать отношения как с соседями, так и с внешними игроками: Россией, Соединенными Штатами, Китаем, Европой — с позиции регионального лидера. В многовекторной внешней политике Узбекистана в качестве ведущей тенденции вырисовывается сближение с Вашингтоном на фоне осторожного отхода от Москвы. Идет беспрестанный поиск партнеров, альтернативных России, налицо желание уйти из-под ее опеки, в то же время не отказываясь от экономической и политической поддержки. Ташкент не собирается участвовать в международных организациях под эгидой Москвы, рассматривая это как угрозу своему суверенитету.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что, говоря о перспективах сотрудничества и вариантов развития дальнейшего взаимодействия России и ЦА региона, необходимо делать акцент на Узбекистан как самую проблемную для РФ республику, в связи с чем следует выработать конкретную линию поведения, результаты которой отразятся не только на двусторонних отношениях, но и в региональном масштабе.

 

Комментариев пока нет