Актуальность исследования «комплекса вины» современной Германии и его влияния на внешнюю политику

Вторая мировая война является, бесспорно, самым крупным событием XX-го века, если не всей истории человечества. После ее окончания была сформирована та система мироустройства, в которой мы живем по сей день. И ни для кого не секрет, что столь значимое событие прошлого оказало и еще долгое время прямо или опосредованно влиять на актуальную политическую сферу общества.

И так по окончанию войны немцы остались главными злодеями на мировом политическом поле. После этого появился концепт «комплекс вины» (встречается также «проблема вины» и «немецкая вина»), когда освободившееся от нацистского правления государство начало политику по «исправлению» своих ошибок. Многие считают, что историческую вину немецкий народ ощущает и сегодня, хотя новые поколения не имеют никакого отношения ни к войне, ни к ее последствиям.

Сущность «вины» является предметом противоречий многих писателей и исследователей, которые писали свои работы на эту тему. Обсуждения проблемы проходят до сих пор – кто-то считает, что современная политика Германии (в частности в отношении мигрантов) является отражением неугасающего чувства вины, другие полагают, что такого явления не существует совсем, а является лишь выдумкой и попыткой описать новый, более либеральный курс развития немецкой политики после падения гитлеровского режима.

В последние годы проблема «комплекса вины» приобрела важность в контексте взаимоотношений между различными странами. Для некоторых стран возможность и желание установить справедливость в рамках истории и нравственности становится проблемой в дипломатических отношениях, для других наоборот дарит шанс для мира и урегулирования давних обид и разногласий.

Мое же мнение таково, что Германия не может оправиться от своего прошлого, исторических ошибок и «злодеяний», это засело в генах, ведь встречается повсеместно, что молодое поколение немцев может стыдиться за историю своей страны в той же степени, что и их бабушки и дедушки. При всем прочем, в попытках отмести «вину», освободиться от нее, ситуация может выглядеть еще хуже – попытки оправдать нацистские преступления и нацистское прошлое в целом перекладывает вину на противоположную сторону, чаще всего на советскую армию. И это, безусловно, отражается как на внутренней политике государства, так и на внешней.

Комплекс вины подстегает на ослабление идентичности, огромных масштабов поблажки для мигрантов из Турции и других стран, более пацифичный настрой в отношении России наперекор ожиданиям американской стороны. Тем не менее, Германия с помощью НАТО и других действий пытается укрепить и продвинуть свою влияние на восток.

  И хотя бытует мнение, что нужно двигаться дальше без оглядки на прошлое, даже высшее руководство Германии не согласится с этим. Так, к примеру, 29 января 2020 года заседание Бундестага было посвящено 75-летию освобождения Красной армией нацистского концлагеря Аушвиц (Освенцим), ставшего одним из главных символов Холокоста. Тогда президенты Израиля и Германии, впервые участвующие совместно, призвали не забывать то, что произошло с миром, чтобы подобный ужас больше никогда не повторился.

Таким образом, хочу сделать вывод, что проблема «комплекса вины» является актуальной на сегодняшний день, является предметом для острых дискуссий и большого количество научных статей, диссертаций и книг.