Аксиома 34

Аксиома 34

Каждое анализируемое явление может стать объектом познания только в том случае, если оно в конкретном пространстве и времени существует отграниченно от других. Несмотря на многообразие связей с явлениями среды, каждое конкретное явление, ставшее предметом анализа, имеет свое лицо. Факт существования каждого анализируемого явления отграниченно от других отражает категория отдельное.

Методологические возможности этой категории заключаются в том, что прием анализа, формирующийся на базе ее содержания, ориентирует субъекта познания на обязательное восприятие объекта анализа, как феномена, существующего самостоятельно, хотя и находящегося в многообразных связях с явлениями среды.

Аксиома 35

Каждое отдельно существующее явление имеет неповторимые черты, стороны, свойства, делающие его уникальным. Эта характеристика является всеобщей, присущей всем без исключения объектам анализа. Ее суть выражает философская категория единичное.

Итак, единичное – это философская категория, отражающая совокупность уникальных, присущих только конкретному явлению сторон, черт, свойств.

Прием анализа, формирующийся на базе категории единичное, ориентирует субъекта анализа на познание всей совокупности уникальных сторон, черт, свойств, присущих только конкретному явлению. Словом, этот прием требует, чтобы была выявлена вся совокупность характеристик, присущих только данному, анализируемому явлению.

Аксиома 36

Вместе с тем каждое единичное явление неизбежно какими-то своими сторонами, чертами, свойствами соединено с явлениями ближайшего окружения, явления класса, к которому оно принадлежит. Факт принадлежности единичного явления к определенному классу, виду, роду отражается категорией особенное.

Особенное – всеобщая категория, отражающая совокупность сторон, черт, свойств, которые присущи конкретному явлению и характеризуют его единство с явлениями определенного класса, вида, рода.

Какими методологическими возможностями обладает прием анализа, формирующийся на базе содержания категории особенное?

Данный прием ориентирует аналитика на определение к какому классу явлений принадлежит исследуемый им феномен. Это, во-первых.

Во-вторых, он должен определить основание, на базе которого анализируемое явление может быть отнесено к данному классу явлений.

В-третьих, прием ориентирует на то, что такими основаниями могут быть общность их содержательных, сущностных, качественных, функциональных и других характеристик явлений.

В-четвертых, понимание принадлежности анализируемого явления к определенному классу значительно расширяет возможности его сравнения с другими явлениями, как своего класса, вида, рода, так и явлениями других классов, видов, родов.

Аксиома 37

Окружающий нас мир един. Одним из самых существенных признаков его единства является наличие у всех его феноменов общих элементов, сторон, свойств, характеристик. Этот факт отражен в науке категорией всеобщее.

Всеобщее – философская категория, отражающая единство всех отдельно существующих явлений друг с другом, по причине наличия у каждого из них элементов, сторон, свойств, характеристик, которые есть у всех других явлений действительности.

Прием анализа, формирующийся на базе содержания категории всеобщее, ориентирует на следующее.

Во-первых, на понимание того, что анализируемое явление подчиняется действию всеобщих законов, как и все другие явления действительности.

Во-вторых, данный прием позволяет экстраполировать информацию, полученную о всеобщих характеристиках других явлений, на анализируемый феномен.

В-третьих, понимание всеобщего фактически снимает проблему «нулевого цикла» в анализе конкретного явления, поскольку его всеобщие характеристики, как правило, уже познаны до данной, конкретной процедуры анализа в ходе изучения других явлений действительности.

Факт единичности, отдельности каждого феномена и в то же самое время его принадлежность к определенному классу, виду явлений, формирует базу для их сравнения. При этом процесс «сравниваемости» явлений следует понимать, прежде всего, как онтологический и только потом как гносеологический.

В реальном мире разные, неодинаковые и в то же время в чем-то единые явления действительности взаимодействуют. В ходе этого взаимодействия открываются их различия, тождество, противоречия друг с другом. Именно в ходе названного процесса формируется онтологическое основание для сравнения явлений действительности.

Аксиома 38

Общеизвестно, что абсолютно одинаковых явлений нет. Этот факт имеет всеобщий характер. Его суть отражает философская категория различие.

Различие – категория, отражающая свойство каждого явления, не совпадать с другими явлениями своими внутренними и внешними признаками.

Прием анализа, формирующийся на базе содержания этой категории, ориентирует субъекта познания на следующие методологические шаги.

Во-первых, он предписывает целенаправленно искать несовпадение, неодинаковость феноменов, даже являющихся феноменами-близнецами.

Во-вторых, данный прием предполагает последовательное выделение, выявление, как внутренних, так и внешних признаков, которыми анализируемое явление отличается от всех других.

В-третьих, он ориентирует на то, что признаки внутреннего отличия анализируемого явления от других играют более значимую роль в процедуре сравнения, чем признаки внешнего отличия.

Аксиома 39

Есть предельная степень различия между явлениями. Она проявляется в несовпадении важнейших внутренних признаков явлений: содержания, сущности, качества. Такое несовпадение среди явлений многообразного мира можно видеть в каждый момент его существования и в каждом его фрагменте: природном, социальном, духовном. Этот факт превращает категорию, отражающую суть такого несовпадения в философскую, всеобщую. В науке эта категория получила имя противоположность.

Противоположность – философская категория, отражающая предельную степень различий между явлениями, различие их содержаний, сущностей и качеств.

Методологические возможности приема анализа, формирующегося на базе названной категории, можно выразить следующим образом.

Во-первых, данный прием ориентирует на последовательное сравнение содержания, сущности, качества анализируемого явления с содержанием, сущностью, качеством каждого феномена, который наиболее сильно воздействуют на объект анализа. Он предписывает аналитику выделение в особую группу тех феноменов, которые являются противоположностью познаваемого им явления.

Во-вторых, данный прием требует от аналитика понимания того, что внутренние противоположности явлений, неизбежно детерминируют противоположность их внешних признаков, хотя и у последних сохраняется относительная самостоятельность.

В-третьих, названный прием предписывает видеть и в противоположностях единство. Понимать, что противоположность явлений единого мира относительна, релятивна.

Аксиома 40

Наряду с феноменами, являющимися противоположностями, в окружающем нас мире есть явления, содержание, сущность и качество которых совпадают. Их отношения друг с другом можно охарактеризовать как единство, достигшее предельной степени. Этот факт в науке отражен категорией тождество.

Тождество – философская категория, отражающая совпадение явлений, предельную степень их единства, обусловленную одинаковостью их содержаний, сущностей и качеств.

Какими же методологическими возможностями обладает прием анализа, формирующийся на базе содержания названной категории?

Во-первых, он предписывает аналитику выделить в специальную группу те явления среды, с которыми изучаемый феномен находится в отношениях тождества.

Во-вторых, данный прием ориентирует аналитика на понимание того, тождественность внутренних признаков явлений, детерминирует тождественность их внешних признаков, хотя у последних, опять же, сохраняется относительная самостоятельность.

В-третьих, этот прием предписывает видеть и в тождественных явлениях различия. Понимать, что тождество явлений так же относительно, релятивно.

Аксиома 41

Мир противоречив. Каждое анализируемое явление, в каждый момент своего существования неизбежно вступает в противоречия с другими явлениями. Это состояние отражает всеобщая категория противоречие.

Противоречие – философская категория, отражающая связь между различием и совпадением явлений.

Какими методологическими возможностями обладает прием анализа, формирующийся на базе содержания данной всеобщей категории?

Во-первых, он конституирует в сознании аналитика факт всеобщей противоречивости явлений, поскольку всем им свойственно отличаться от других и в то же самое время быть с ними в единстве, чем-то совпадать друг с другом. Другими словами, противоречия есть везде, их не следует опасаться, а тем более игнорировать. Их нужно глубоко изучать, анализировать.

Во-вторых, он предписывает выделение всей совокупности, прежде всего, внутренних противоречий, которые свойственны анализируемому явлению, поскольку именно внутренние противоречия играют основную роль в развитии явлений.

В-третьих, данный прием требует выделения внешних противоречий. Они многоаспектны. Это противоречия элементов анализируемого явления с явлениями среды и средой в целом; противоречия самого анализируемого явления с явлениями среды и средой в целом; противоречия между внутренними и внешними связями анализируемого явления и т.д.

В-четвертых, названный прием предписывает понимать противоречие не просто как взаимодействие между различием и совпадением явлений, а именно как связь, как взаимодействие, без которого ни различие, ни совпадение сами по себе существовать не могут.

В-пятых, квалифицируя противоречие как связь, следует заметить, что наиболее ярко противоречия проявляют себя не во взаимодействии каких-то случайных явлений, а во взаимодействии явлений, которые с необходимостью сосуществуют друг с другом в одном пространстве и времени.

Аксиома 42

Специфическая ситуация складывается, когда взаимодействуют противоположности. Противоположности взаимодействуют, фактически, во всех ситуациях, когда взаимодействуют явления действительности, поскольку в каждом из них есть какой-то элемент, фрагмент противоположенный какому-то элементу, фрагменту другого явления. В силу этого взаимодействие противоположностей имеет статус всеобщности.

Это взаимодействие противоположностей в науке получило свое имя борьба. Борьба – философская категория, отражающая процесс взаимодействия противоположностей в рамках противоречия.

Какими методологическими возможностями обладает прием анализа, формирующийся на базе содержания названной категории?

Во-первых, этот прием ориентирует аналитика на понимание того, что борьба – это крайний, высший уровень противоречивости явлений.

Во-вторых, в силу названного обстоятельства борьба противоположностей завершается диалектическим отрицанием какой-то из них. (О сути диалектического отрицания будет сказано в одной из последующих аксиом).

В-третьих, названный прием предписывает выделение во всех противоречиях элементов, фрагментов, находящихся в борьбе.

В-четвертых, выявление таких элементов, фрагментов позволяет прогнозировать как последовательность, так и темпы разрешения противоречий. Это очень важно для любой аналитической процедуры.

Аксиома 43

Процесс разрешения противоречий имеет свой результат. Им являются изменения, возникающие в явлениях, находящихся в противоречивом состоянии. Этот результат в науке фиксирует категория изменение. Она всеобща, поскольку все явления действительности находятся в состоянии противоречий, разрешение которых, и ведет к изменениям явлений.

Итак, изменение – философская категория, отражающая процесс возникновения одних и исчезновение других различий между явлениями в ходе их взаимодействия, в процессе разрешения противоречий между ними.

Методологические возможности приема анализа, формирующегося на базе содержания категории изменение заключается в следующем.

Во-первых, данный прием ориентирует аналитика на выявление изменений, которые происходят в явлении на базе разрешения противоречий, существующих в объекте познания в данный период времени.

Во-вторых, названный прием предписывает определение тенденции возможных изменений в объекте анализа в будущем. Сделать это можно на основании изучения процесса возникновения в анализируемом явлении новых противоречий.

В-третьих, он ориентирует на разделение изменений на внутренние и внешние, понимание их взаимосвязи и взаимовлияния. Внутренние изменения, как известно, – плод разрешения, главным образом, внутренних противоречий анализируемого феномена, внешние изменения – «плод» разрешения внешних противоречий.

В-четвертых, этот прием анализа нацеливает его субъекта на понимание ведущей роли внутренних противоречий по отношению к внешним в ходе изучения изменений, происходящих в объекте.

Аксиома 44

Общеизвестно, что процесс изменений происходящих в каждом явлении, непрерывен. Кроме этого, он многоаспектен, многокачественен. Непрерывным изменениям подвержены элементы, части анализируемого явления; их взаимодействия, отношения, связи друг и другом; само анализируемое явление как некое целое; постоянно изменяются взаимодействия анализируемого явления со средой как неким целым. Словом, в одно и то же время, в одном и том же пространстве анализируемый феномен претерпевает некую совокупность изменений. Каждый фрагмент таких изменений связан с каждым другим фрагментом, названной совокупности.

Такая совокупность изменений свойственна каждому явлению действительности, а это значит, что она носит всеобщий характер. Ее суть отражает в науке философская категория движение.

Движение – это философская категория, отражающая совокупность изменений, которые характеризуют существование конкретного явления.

Какими методологическими возможностями обладает прием анализа, формирующийся на базе содержания категории движение?

Во-первых, он предписывает субъекту анализа отследить процедуру соединения различных изменений, происходящих в объекте познания, в единый процесс.

Во-вторых, данный прием предполагает определение особенностей соединения разнонаправленных, разнокачественных изменений в единый процесс.

В-третьих, он показывает, что эффективно решить вышеназванную задачу субъект анализа может в том случае, если он понимает особенности каждого уровня и направления изменений, видит их координацию и субординацию между собой.

Аксиома 45

Особую роль в совокупности всех изменений, происходящих в явлениях действительности, играют изменения их содержания, сущности и качества. Такие изменения происходят во всех без исключения явлениях, то есть они всеобщи. Это, с одной стороны. С другой – именно изменение содержания, сущности и качества явлений приводят к их глубинным преобразованиям. Необходимость отражения этого самого существенного и значимого направления изменений, происходящих со всеми явлениями действительности, привела науку к категории развитие.

Развитие – философская категория, отражающая всеобщее свойство явлений действительности изменять свои содержание, сущность и качество.

Каковы методологические возможности приема анализа, формирующиеся на базе содержания категории развитие?

Во-первых, этот прием обязывает субъекта анализа внимательно и конкретно посмотреть на изменения, происходящие в содержании объекта познания, в его сущности и, наконец, в качестве.

Во-вторых, он ориентирует на выявление тенденций развития каждого из названных феноменов: содержания, сущности, качества.

В-третьих, он требует соотнести направленность и интенсивность изменений, идущих в содержании, сущности, качестве анализируемого явления.

В-четвертых, названный прием предполагает и изучение изменений, которые происходят в механизме связей между содержанием, сущностью и качеством объекта анализа.

В-пятых, он нацеливает субъекта анализа на определение, прогнозирование тенденций, направленности развития объекта познания.

Аксиома 46

Широко известно, что направлений развития у каждого явления два: прогрессивное и регрессивное. Они характеризуют процесс существования всех без исключения феноменов, создавая тем самым онтологическое основание философских категорий прогресс и регресс.

Прогресс – философская категория, отражающая развитие явлений, обеспечивающее переход от низших, более простых их качеств, к высшим, более сложным качествам. Регресс – категория, отражающая развитие качеств явлений, противоположно направленное прогрессу.

Какими методологическими возможностями обладают приемы анализа, формирующиеся на основании содержания этих категорий?

Во-первых, они ориентируют аналитика на выявление качеств анализируемых явлений в разные периоды их существования.

Во-вторых, они требуют сравнения этих качеств по всем параметрам: элементной базе, способу связи элементов и частей в целое, функциональным возможностям и т.д., формируя, тем самым условия для индикации прогрессивного или регрессивного развития того или иного явления.

В-третьих, в плане индикации прогресса или регресса в развитии явлений особенно важен выход на практику, являющуюся высшим критерием истинности их познания, анализа.

Аксиома 47

Общеизвестно, что всякое качество, качество любого явления существует в определенном пространственно-временном интервале, в определенных границах. Эти границы присущи существованию явлений любого качества. В философской науке дали имя этому процессу. Так появилась категория мера.

Мера – категория, отражающая (фиксирующая) границы существования явлений в рамках конкретного качества.

Каковы методологические возможности приема анализа, базирующегося на содержании категории мера?

Во-первых, данный прием ориентирует на индикацию всех периодов существования явлений в определенных качествах, то есть требует более предметно и конкретно отнестись к истории их существования и развития.

Во-вторых, он сосредотачивает аналитика на проблеме периода существования явления, в рамках данного, конкретного качества.

В-третьих, он готовит аналитика к пониманию неизбежного перехода от одного качества явления к другому по мере количественных накоплений, к видению границ этих накоплений.

Аксиома 48

Количественные накопления рано или поздно приводят к замене одного качества явлений другим. Это всегда происходит в виде скачка. Его суть отражает философская категория, которая так и называется скачок.

Скачок – философская категория, отражающая переход от одного качества к другому.

Прием анализа, формирующийся на базе содержания этой категории, предполагает выполнение следующих действий.

Во-первых, отслеживание, изучение скачков, имевших место в истории существования конкретных явлений.

Во-вторых, изучение механизма подготовки нового, актуального скачка.

В-третьих, прогнозирование периода осуществления и особенностей возможных скачков в развитии объектов анализа.

Аксиома 49

В ходе каждого скачка – перехода от одного качества к другому, неизбежно срабатывает механизм диалектического отрицания. Его суть в философии отражена одноименной категорией – диалектическое отрицание.

Отрицание (диалектическое) – это философская категория, отражающая процесс сохранения на новой стадии развития определенных элементов, частей, их взаимодействий, свойств, которые были присущи анализируемому явлению на предыдущей стадии его развития, и использование их в новых условиях существования явления.

Какими же методологическими возможностями обладает прием анализа, базирующийся на содержании названной категории?

Во-первых, он ориентирует аналитика на выявление тех элементов, связей между ними, свойств познаваемого явления, которые в ходе диалектических отрицаний переходили из одного качества в другое в процессе развития.

Во-вторых, этот прием нацеливает на изучение процесса подготовки возможного, нового, актуального диалектического отрицания.

В-третьих, он требует, чтобы были изучены условия и возможности работы фрагментов старого качества в рамках нового.

Аксиома 50

Явления действительности, в ходе диалектических отрицаний своих прежних качеств и в силу взаимодействия между собой, создают определенные условия, причины и основания для возникновения новых явлений. Этот процесс в философии отражает категория возможность.

Возможность – философская категория, отражающая всеобщее свойство явлений действительности создать условия, причины и основания для возникновения «новых» явлений в результате своего взаимодействия.

Какими методологическими возможностями обладает прием анализа, формирующийся на базе содержания категории возможность?

Во-первых, он ориентирует аналитика на изучение участия познаваемого явления в создании условий, причин и оснований для возникновения "новых" явлений.

Во-вторых, названный прием, требует, чтобы были рассмотрены многие варианты участия условий, причин и оснований, в формировании «новых"» явлений, возникших в процессе взаимодействия анализируемого явления с другими явлениями действительности.

В-третьих, известно, что каждое анализируемое явление принимает участие в создании условий, причин и оснований для возникновения ни одного, а многих явлений действительности, в силу многообразия своих взаимодействий со средой. Это должен понимать и учитывать в ходе анализа каждый его субъект.

В-четвертых, названный прием ориентирует и на то, чтобы субъект анализа держал в поле зрения особенности участия познаваемого явления в создании условий, причин и оснований для возникновения каждого конкретного явления, понимал особенности и специфику каждого из таких процессов.

Аксиома 51

Хорошо известно, что не все возможности реализуются в реальной жизни, но обязательно какие-то из них в каждый период существования мира – реализуется.

Реализованная возможность становится действительностью, так обретает бытие новое явление. В философии этот специфический процесс отражает категория действительность.

Действительность – всеобщая категория, отражающая результаты процесса реализации возможностей, результаты процесса превращения возможностей в реальное бытие явлений.

Методологические возможности приема анализа, формирующегося на базе содержания категории действительность, как нетрудно понять, совпадают с методологическими возможностями категории бытие. Этот факт освобождает нас от специального внимания к проблеме аналитических возможностей категории действительность.

Завершая данный, главный, основной раздел работы, заметим, что он нуждается в специальном резюме. Оно будет представлено в следующем разделе работы, который опять же будет предложен читателю в аксиоматическом виде.

 

Аксиоматическое резюме к предыдущему разделу

Положение I Названные аксиомы не исчерпывают собой всей совокупности приемов анализа, которые могут формироваться на базе содержания философских (всеобщих) категорий. Связано это с тем, что предложенная система категорий, на базе которой формируется система приемов анализа, не претендует на абсолютную полноту и завершенность. Она открыта, предполагает введение в нее новых категорий, по мере развития научных знаний и открытия новых всеобщих сторон в явлениях действительности. Это значит, что в дальнейшем в методологическом арсенале аналитиков должны появиться новые приемы.

Положение II Приемы анализа, о которых велась речь, достаточно строго субординированы и координированы между собой. Они, как уже отмечалось, образуют систему, в которой содержание каждого приема и его аналитические возможности, могут быть до конца раскрыты лишь во взаимодействии с другими приемами, входящими в эту систему.

Положение Ш Названные приемы анализа правомерно объединить в определенные блоки. Объединение приемов анализа обусловлено их функциональной принадлежностью. В частности, категории бытие и действительность образуют первый блок приемов анализа, поскольку на базе их содержания формируются приемы анализа, фиксирующие факт существования явлений. Итак, первый блок – приемы, формирующиеся на базе содержания категорий бытие и действительность.

Есть ли здесь противоречие, ведь категория бытие в данной системе является первой, а категория действительность – последняя в данной системе? Противоречие действительно есть, но оно носит формальный характер. Главное в понимании сути этих категорий, их единство. Оно выражается в том, что категория бытие фиксирует факт существования того или иного явления, а категория действительность фиксирует факт доказанного, обоснованного существования явлений. Первая категория стоит на входе в систему, вторая – на выходе, завершая диалектический круг.

Второй блок приемов анализа формируется на базе категорий материальное, идеальное, единство. Приемы этого блока объясняют, как взаимодействуют явления окружающего мира, как материальное формирует духовное, дают ответ на вопрос о единстве материальных и духовных явлений.

Третий блок приемов анализа формируется на базе содержания категорий элемент и часть. Приемы этого блока открывают доступ к составу каждого анализируемого явления, это, с одной стороны. С другой – они позволяют среди всех элементов выделить те, без которых явления не могут существовать, то есть, их части.

Четвертый блок приемов анализа формируется на базе содержания категорий взаимодействие, отношение, связь, закон, тенденция. Приемы этого блока позволяют во всей полноте раскрыть механизм взаимодействия элементов анализируемого явления друг с другом. Это, с одной стороны. С другой – понять взаимодействия анализируемого явления с явлениями среды. Причем, они нацеливают аналитика на изучение многокачественности взаимодействий явлений, вплоть до их закономерных связей, являющихся базой для определения тенденций развития явлений, ставших объектом анализа.

Пятый блок приемов анализа формируется на основании категорий содержание, сущность, организация, структура. Приемы этого блока несут в механизме анализа особую нагрузку. Именно с их помощью аналитик имеет возможность проникнуть в глубину познаваемых им явлений, увидеть в них самые главные сущностные признаки.

Шестой блок приемов анализа формируется на базе содержания категорий целое, система, качество, количество. Приемы этого блока обладают уникальными возможностями, так как позволяют аналитику оценить, в какой мере реализована тенденция, свойственная каждому явлению бытия – быть системой. С их помощью аналитик может найти ответы на многие вопросы. В частности, является ли анализируемое явление системой, если нет, то почему оно не обрело системное качество; каковы темпы изменения качества анализируемого явления и на ряд других вопросов.

Седьмой блок приемов анализа формируется на базе содержания категорий форма, явление, свойство, функция, характер. Приемы этого блока позволяют увидеть линию поведения анализируемого явления в окружающей его среде. Причем, увидеть ее многоаспектность, многокачественность, вариабельность.

Восьмой блок приемов анализа формируется на базе содержания категорий среда, условие, причина, основание, необходимость, случайность, природа (явления), следствие. Приемы этого блока дают возможность аналитику предметно разобраться с тем, как среда, ее явления воздействовали ранее и воздействуют сейчас на познаваемый феномен. Трудно переоценить значимость названных приемов анализа. Они, фактически, «схватывают» всю совокупность воздействий среды на анализируемое явление и результаты этих взаимодействий.

Девятый блок приемов анализа формируется на базе содержания категорий пространство и время. Приемы этого блока, как известно, нацеливают на анализ протяженности и чередования состояний познаваемых явлений. Раскрытие пространственно-временных характеристик в явлениях – задача нелегкая, но весьма продуктивная. Это доказано всем ходом развития науки и практики.

Десятый блок приемов анализа формируется на базе содержания категорий отдельное, единичное, особенное, всеобщее. Приемы этого блока ориентируют аналитика на восприятие каждого явления как некого уникального феномена. Это, с одной стороны. С другой – они «предлагают» рассматривать его как явление определенного сообщества, как явление, имеющее много общего с другими феноменами, явлениями определенного класса, определенного рода.

Одиннадцатый блок приемов анализа формируется на базе содержания категорий различие, противоположность, тождество, противоречие, борьба. Приемы этого блока ориентируют аналитика на поиск отличий познаваемого им явления от других и на выяснение степени «глубины» его отличий или тождества с явлениями среды. Они также предопределяют понимание того, что из взаимодействий отличия и единства явлений «вырастают» их изменения.

Двенадцатый блок приемов анализа формируется на базе содержания категорий изменение, движение, развитие, прогресс, регресс. Приемы этого блока дают возможность определить содержание механизма и направленность изменений, которым подвержено анализируемое явление.

Тринадцатый блок приемов анализа формируется на базе содержания категорий «мера», «скачок», «отрицание» (диалектическое). Приемы этого блока предполагают, что аналитик определиться с периодом существования явления в рамках одного конкретного качества и поймет механизм перехода явления от одного качества к другому качеству.

Четырнадцатый блок приемов анализа формируется на базе содержания категорий возможность, действительность. Приемы этого блока нацеливают аналитика на прогнозирование, можно сказать, системное прогнозирование будущего анализируемого явления.

Положение IV Названные «блоки» приемов анализа не следует рассматривать как некие догмы. Безусловно, границы этих блоков подвижны, релятивны, но в то же самое время не лишены определенности, точности. Каждый «блок» может быть дополнен какой-то новой категорией, новым приемом анализа, как не исключается и то, что какой-то прием одного блока, по мере развития науки и практики может «перекочевать» в другой блок, изменив тем самым координацию и субкоординацию приемов анализа.

Положение V Могут меняться основания для объединения приемов анализа в определенные блоки. Это допустимо и обосновано. Такая позиция вполне совпадает с необходимостью постоянного уточнения содержания каждого приема анализа и его функционального предназначения.

Положение VI Названные приемы анализа, имеющие всеобщий характер, получают большую продуктивность, "работая" в единстве с приемами частных наук. Это обогащает как всеобщие приемы, так приемы частных наук, формирующиеся на основании их категориального аппарата.

Положение VII Ведя речь о приемах анализа, формирующихся на базе содержания понятий (категорий) науки, мы не имеем права забывать о том, что эффективность и продуктивность их работы, во многом зависит от того, как они коррелируются с методологическими средствами, которые формируются на базе содержания других форм научного знания (законов, принципов, научных определений). Последние, как уже отмечалось, обладают своими аналитическими возможностями.

Положение VШ Приемы анализа, формирующиеся на базе категорий философии, принимают участие не только в аналитических процедурах, но и в механике синтеза, как собственно и наоборот. Эта аксиома, как раз, выражает неизбежность участия аналитических средств в синтезе, а средств синтеза – в анализе. Здесь же еще раз обратим внимание на, во многом, условное разделение методологических средств на аналитические и синтезирующие. В зависимости от условий познания, решения практических задач то или иное методологическое средство, выполнявшее в других условиях, главным образом, аналитическую функцию в данных может выполнять функцию синтеза. И наоборот.

Положение IX Рассматривая систему приемов анализа, формирующуюся на базе содержания философских категорий, отмечая их отношение к синтезу, нельзя, еще раз, не заметить, что они являются универсальными средствами, участвующими во всех без исключения методологических процедурах: синтезе, дедукции, индукции, сравнении и т.д.

Положение X Понимание методологических возможностей, названной системы приемов анализа, не снимает с повестки дня проблему методики их применения в ходе решения конкретных теоретических и практических задач. Методике использования аналитиком приемов анализа, формирующихся на базе содержания всеобщих категорий, будет посвящен следующий раздел данной работы.

А.А. Кокорин, доктор философских наук