Аксиома 14

Аксиома 14

С категорией организация очень тесно связана категория структура. Их очень часто смешивают, отождествляют, лишая тем самым конкретности. По нашему мнению, на это нет достаточного основания. У каждой из них есть свой онтологический прообраз. Если у категории организация – это совокупность частей, обретших системное состояние, то у категории структура – это механизм взаимодействий между частями-системами. Другими словами, категория структура отражает взаимодействия между частями анализируемого явления, достигшими системного качества.

Какими методологическими возможностями обладает прием анализа, формирующийся на базе содержания категории структура?

Во-первых, он ориентирует аналитика на выделение всей совокупности взаимодействий, которые существуют между частями познаваемого явления, достигшими системного качества.

Во-вторых, этот прием предписывает выделение взаимосвязей частей-систем из всей совокупности взаимодействий, которые присущи элементам анализируемого явления.

В-третьих, данный прием требует, чтобы были достаточно строго в механизме взаимодействий частей-систем выделены их отношения друг к другу; связи, существующие между ними; закономерные связи, работающие в интересах их существования и функционирования; наконец, тенденции внутреннего развития анализируемого явления, но уже тенденции «третьего», более высокого порядка. Они выводятся как результирующая действия законов, которым подчинено взаимодействие частей-систем, входящих в анализируемое явление.

Аксиома 15

В каждый конкретный момент окружающие нас явления, становящиеся предметом анализа, предстают перед нами, как целостные, относительно устойчивые образования. Словом, каждое явление, которое мы анализируем в данной, конкретной ситуации является неким целым, законченным, относительно устойчивым феноменом. Это предопределило судьбу категории целое. Целое – это всеобщая категория, отражающая относительную законченность, завершенность явлений действительности, отсутствие необходимости введения в их содержание (в данной ситуации) каких-то новых элементов.

Какими методологическими возможностями обладает прием анализа, который формируется на базе содержания категории целое?

Во-первых, он ориентирует аналитика на выделение из всей совокупности элементов изучаемого явления тех, которые являются наиболее устойчивыми, стабильными в данной конкретной ситуации.

Во-вторых, на базе содержания данного приема возможно определение элементов, которые не являются целостными образованиями в данный момент времени, но которые могут обрести целостность в дальнейшем.

В-третьих, на базе названной категории правомерно определить условия, причины и основания обретения тем или иным элементом анализируемого явления состояния целостности.

В-четвертых, признак целостности элементов дает право квалифицировать анализируемое явление как достаточно развитое, имеющее один из важнейших признаков системного качества.

Аксиома 16

Целостность – это один из важных, но недостаточных признаков системы. Наряду с ним, системе присущи другие сущностные признаки. Что же отражает категория система?

Система – это всеобщая категория, отражающая состоящее из элементов, целостное явление, характеризующееся более прочными, чем внешние, внутренними связями между элементами и обладающее интегральными свойствами и закономерностями, не сводимыми к свойствам и закономерностям, составляющих систему элементов.

Какими методологическими возможностями обладает прием анализа, формирующийся на базе содержания категории система?

Во-первых, он позволяет выделить из всей совокупности элементов анализируемого явления те, которые обрели системное качество.

Во-вторых, в силу того, что элементы-системы - наиболее совершенны, они несут особо важную сущностную информацию об анализируемых явлениях, поэтому должны быть предметом особого исследования.

В-третьих, всеобщность категории система заключается в том, что не все явления есть системы, но каждое явление имеет возможность стать системой при определенных условиях, в каждом несистемном явлении есть хотя бы один фрагмент, аспект, элемент, который является системой.

В-четвертых, категория система позволяет более глубоко оценивать явления среды, воздействующие на анализируемый феномен. Практика убеждает, что явления-системы более интенсивно воздействуют на познаваемое, чем те, которые не имеют системного качества. И эти аналитические особенности категории система должен учитывать каждый познающий субъект.

Аксиома 17

Нет необходимости обосновывать тезис – все без исключения явления имеют свое качество. В процессе анализа нельзя оставить в стороне процедуру, направленную на познание качества явлений. Очевидно, что в основании приема, обеспечивающего аналитику возможность проникнуть в суть названного феномена, лежит категория "качество".

Качество – это философская категория, отражающая специфику, уникальность способа связи элементов явления друг с другом в целое. Дело в том, что действительно каждому явлению присущ такой специфический, уникальный способ связи элементов, который делает эту вещь именно этой вещью. Практика убеждает, что одни и те же элементы, связанные разными способами, приводят к возникновению различных качеств, делают явления действительности разнокачественными.

Каковы методологические возможности приема анализа, формирующегося на базе содержания категории качество?

Во-первых, данный прием ориентирует на познание уникального, присущего анализируемому явлению, способа связи элементов в целое. Другими словами, на последовательность их соединения в целое, но последовательность не плоскостную, а объемную, пространственно-временную.

Во-вторых, он позволяет сравнивать качество данного анализируемого явления с качествами явлений среды, воздействующих на познаваемый феномен.

В-третьих, он позволяет аналитику вырабатывать, если это необходимо, предложения по совершенствованию качества анализируемого явления.

В-четвертых, он дает предметный ответ на вопрос о многокачественности явлений одинаковых по своей элементной базе. Их многокачественность обусловлена различными способами связи одних и тех же элементов в целое.

Аксиома 18

Качества нет без количества. Разное число элементов может связываться в целое специфическим способом. Связываясь различными специфическими способами, элементы с разной степенью интенсивности воздействуют друг на друга, тем самым обуславливая различную интенсивность изменения качеств явлений. Что же отражает категория количество? Количество – категория, отражающая всеобщее свойство явлений действительности «состоять из» определенного числа элементов и их способность изменяться с определенной интенсивностью в рамках конкретного качества.

Какими методологическими возможностями обладает прием анализа, формирующийся на базе категории количество?

Во-первых, он требует дать ответ на вопрос о числе элементов, составляющих анализируемое явление.

Во-вторых, разобраться в механизме интенсивности их воздействия друг на друга.

В-третьих, данный прием обязывает отразить интенсивность изменений, происходящих с качеством анализируемого явления, а при необходимости, прогнозировать интенсивность возможных изменений в качестве этого явления в будущем.

Основные внутренние характеристики явлений (содержание, сущность, качество) специфическими, устойчивыми способами проявляются в среде. Это проявление носит всеобщий характер. Другими словами, нет ни одного содержания, ни одной сущности, ни одного качества явлений, которые не проявляли бы себя в среде. Поскольку это так, то должны существовать всеобщие понятия, категории, которые эти проявления отражают. Они действительно существуют. Это категории – форма, явление, свойство.

Аксиома 19

Форма – это философская категория, отражающая относительно устойчивый способ проявления содержания того или иного феномена в среде. Какими методологическими возможностями обладает прием анализа, формирующийся на базе содержания категории форма?

Во-первых, этот прием предписывает аналитику поиск всех проявлений содержания в среде. Поскольку содержание - это совокупность элементов, из которых состоит анализируемый феномен и взаимодействия между ними, то необходимо определить не только как проявляют себя в среде элементы, из которых состоит анализируемый феномен, но и как проявляют себя в среде взаимодействия между элементами.

Во-вторых, поскольку взаимодействия элементов между собой явления сложные, многоплановые, включающие в себя и их отношения, и их связи, и их закономерные связи, то перед аналитиком встает задача определения механизма выражения в среде каждого из названных фрагментов взаимодействия элементов, из которых состоит анализируемый феномен. Другими словами, аналитик должен найти ответы на вопросы: как проявляют себя в среде отношения, сложившиеся между элементами познаваемого феномена, как их связи и, наконец, как их закономерные связи.

В-третьих, решение названных задач, позволит ему абстрагироваться от их случайных проявлений анализируемого феномена в среде и сосредоточиться на относительно устойчивом способе его проявлений.

Аксиома 20

Внешнее выражение сущности того или иного феномена в среде в науке принято называть явлением. Поскольку сущность всех без исключения феноменов так или иначе резонирует в среду, то категорию явление с полным основанием называют всеобщей.

Явление – это философская категория, отражающая относительно устойчивый способ выражения сущности того или иного феномена в среде.

Какими методологическими возможностями обладает прием анализа, формирующийся на базе содержания названной категории?

Во-первых, данный прием ориентирует аналитика на выявление всех выражений, всех «резонансов» сущности в среде. Известно, что сущность – это совокупность частей анализируемого феномена и взаимодействий между ними. Следовательно, в среду «резонируют» как те, так и другие. Задача аналитика – найти ответы на вопросы: как проявляют себя в среде части анализируемого феномена и как их взаимодействия между собой.

Во-вторых, поскольку взаимодействие частей – процесс сложный, многоаспектный, включающий в себя их отношение друг к другу, их связи, наконец, их закономерные связи друг с другом, то необходимо определиться: как каждый из названных аспектов взаимодействия частей проявляет себя в среде.

В-третьих, решив названные задачи, аналитик должен «найти» относительно устойчивый способ выражения сущности того или иного феномена в среде.

Аксиома 21

Не может не проявлять себя в среде и качество. Качество всех без исключения феноменов так или иначе проявляет себя в среде. Это является основанием для того, чтобы категорию, отражающую способ проявления качеств явлений в среде, считать всеобщей. Такая категория существует в науке. Это свойство.

Свойство – философская категория, отражающая относительно устойчивый способ проявления качества конкретного феномена в среде. Зададим традиционный вопрос: какими методологическими возможностями обладает прием анализа, формирующийся на базе содержания категории свойство?

Во-первых, поскольку качество – это специфический, уникальный, присущий данному, конкретному явлению способ связи его элементов в целое, то прежде всего аналитик должен сосредоточиться на всех проявлениях в среде этого уникального способа.

Во-вторых, очевидно, что одно дело – уникальный способ соединения всех элементов анализируемого явления в целое, другое – уникальный способ соединения частей в целое. Последний является своеобразной сущностью более высокого порядка по отношению к первому. В силу этого, аналитик не может не обратить внимание на проявление в среде уникального способа соединения именно частей в целое. На выходе он получит свойство, но свойство более высокого порядка.

В-третьих, категория свойство ориентирует на выявление прежде всего устойчивых способов проявления качеств тех или иных феноменов в среде. На поиске именно таких способов и должен быть сосредоточен аналитик.

В-четвертых, поскольку в среде одновременно устойчивыми способами проявляют себя содержание, сущность и качество анализируемых феноменов, постольку категории форма, явление и свойство создают методологическую базу отграничения этих способов друг от друга. Это важно в рамках аналитической процедуры, нацеленной на максимальную нюансировку. Ведь понятно, что анализ – это процедура выявления в познаваемом феномене максимального количества сторон, фрагментов, элементов, аспектов, нюансов.

Аксиома 22

Общеизвестно, что каждое явление функционирует, то есть опять проявляет в среде свои внутренние характеристики. Это дает право названный процесс считать всеобщим, а значит, и обозначить его философской категорией. Такая категория существует – это функция. Правда, нередко трактуется она весьма довольно свободно. Главная причина этого в том, что четко не определен ее онтологический прообраз. По-нашему мнению, он есть и достаточно ярко себя проявляет. Дадим пояснение.

Как было отмечено ранее, устойчивым образом в среде одновременно проявляют себя содержание, сущность, качество конкретного явления. Эти проявления с необходимостью интегрируются, то есть интегрируются способы проявления в среде содержания, сущности, качества. Очевидно, что они и не могут не интегрироваться, поскольку выражают в среде характеристики одного и того же явления, в одном пространстве и времени. Эта интеграция и порождает функции конкретного феномена.

Функция - философская категория, отражающая устойчивый, интегральный способ проявления в среде содержания, сущности и качества явления.

Какими методологическими возможностями обладает прием анализа, формирующийся на базе содержания категории функция.

Во-первых, этот прием предписывает выделение в особую группу тех способов проявления внутренних характеристик анализируемого феномена, которые не сводятся к его формам, явлениям, свойствам.

Во-вторых, в этой группе аналитику необходимо выделить те, которые имеют устойчивый, а не случайный характер, то есть действуют в течение длительного времени.

В-третьих, немаловажно раскрыть в ходе анализа механизм интеграции устойчивых способов проявления в среде содержания, сущности, качества анализируемого феномена. Это позволит более глубоко понять суть «работающих», актуальных функций объекта анализа, с одной стороны. С другой - прогнозировать возможность появления у него новых функций в будущем.

Аксиома 23

Устойчивое функционирование явления в среде позволяет понять его характер. Речь не идет только о характере человека. Понятии, наиболее распространенном. В данном контексте речь идет о характере, как некой всеобщей характеристике, присущей явлениям природы, общества и духовного мира.

Итак, характер (явления) – всеобщая категория, отражающая устойчивую линию «поведения» явления в среде, формирующуюся как следствие взаимодействия ее функций.

Какими методологическими возможностями обладает прием анализа, формирующийся на базе содержания категории характер(явления)?

Во-первых, этот прием предписывает необходимость изучения взаимодействий всех функций, присущих анализируемому явлению. Другими словами, он ориентирует аналитика на изучение механизма взаимодействия функций анализируемого явления.

Во-вторых, он нацеливает аналитика на выведение результирующей взаимодействия функций изучаемого им явления. Это и есть путь к определению характера явления.

Таким образом, с помощью приемов анализа, формирующихся на базе содержания категории форма, явление, свойство, функция, характер можно открыть совокупность проявлений изучаемого феномена в среде. Другими словами, определить как явление относится к среде. Общеизвестно, что среда, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на анализируемое явление. Она также «относится» к нему специфическим, конкретным образом. Специфику воздействия явлений среды на анализируемый феномен отражает ряд всеобщих категорий.

Аксиома 24

Каждое явление, ставшее предметом анализа, взаимодействует с другими явлениями, в "окружении" которых оно находится. Среди них есть те, с которыми оно взаимодействует непосредственно, а есть те, с которыми оно взаимодействует опосредовано. Опосредованное взаимодействие анализируемого явления с другими фактически безгранично. Непосредственное – ограничено и конкретно. Совокупность явлений, с которыми данное, анализируемое взаимодействует непосредственно, принято называть его средой. Среда – всеобщая категория, отражающая совокупность явлений, с которыми анализируемый феномен взаимодействует непосредственно. Речь идет о понимании среды в узком смысле слова. Широкий смысл – предполагает включение в среду и явлений, с которыми анализируемое взаимодействует опосредовано. Широкий смысл категории среда малопродуктивен в анализе, поэтому не является предметом специального рассмотрения в данной работе.

Методологические возможности приема анализа, формирующегося на базе содержания категории среда, сводятся к выполнению требования выделения из всех окружающих анализируемый феномен тех явлений, которые непосредственно с ним взаимодействуют.

Аксиома 25

В массе явлений среды есть те, которые воздействуют на анализируемое, но не изменяют его содержание, сущность, качество. Они влияют лишь на внешние их проявления в среде. Этот всеобщий факт существования подобных явлений в среде каждого анализируемого феномена отражен в науке категорией условие. Условие – философская категория, отражающая явление среды, взаимодействующее с анализируемым феноменом, не влияющее на изменение его содержания, сущности, качества, но влияющее на внешние их проявления.

Каковы методологические возможности приема анализа, формирующегося на базе содержания данной категории?

Данный прием ориентирует аналитика на выделение явлений среды, которые оказывают воздействие на механизм проявления в среде содержания, сущности и качества анализируемого феномена. Это, во-первых.

Во-вторых, он предписывает конкретное рассмотрение воздействий каждого конкретного условия на процесс существования анализируемого явления в среде.

Аксиома 26

В среде, наряду с условиями, выделяются явления, которые взаимодействуя с анализируемым, влияют на изменение его содержания, сущности, качества. Такие явления есть в среде существования всех без исключения явлений. Процесс вышеназванных изменений, происходящий под воздействием определенных феноменов среды, носит всеобщий характер. Его суть выражает всеобщая философская категория. Она широко распространена в науке. Это категория причина.

Итак, причина – это философская категория, отражающая явления среды, которые наиболее активно, непосредственно воздействуют на конкретные феномены, вызывая изменения в их содержании, сущности, качестве. По большому счету, причины воздействуют на процесс возникновения, изменения и развития всех явлений действительности.

Какими методологическими возможностями обладает прием анализа, формирующийся на базе содержания категории причина?

Во-первых, данный прием предполагает выделение из общей массы условий тех, которые способны изменить внутреннее содержание анализируемого явления.

Во-вторых, он предполагает их отграничение от массы условий, которые подобные изменения вызвать не могут.

В-третьих, в силу того, что «вчерашние» условия, «сегодня» могут стать причинами, важно прогнозировать вероятность и возможность подробной метаморфозы.

Аксиома 27

В среде есть явления, которые не просто вызывают изменения в содержании, сущности, качестве анализируемых феноменов, но которые «рекрутируются» последними, превращая их из условий и причин в свои элементы. Такой процесс всеобщ. Ибо ничто не возникает из ничего. Явления среды, принимающие участие в этом процессе обозначены в науке категорией «основание». Основание – это всеобщая категория, отражающая совокупность явлений среды, вошедших в качестве элементов в «новое», возникающее явление.

Методологические возможности приема анализа, формирующегося на базе содержания категории основание, заключаются в следующем.

Во-первых, названный прием ориентирует на выделение из совокупности явлений среды тех, которые могут стать основанием его трансформации.

Во-вторых, в этом контексте важно понять не только сами явления среды, могущие войти в качестве элементов в «новый», образующийся феномен, но и механизм их взаимодействия между собой.

В-третьих, важно так же определиться, как будет проходить процесс взаимодействия «новых» элементов (оснований) со «старыми» элементами, из которых состоит анализируемое явление.

Аксиома 28

Нередко, когда речь заходит о необходимости, ее определяют как "то, что должно обязательно произойти". В таком случае остается открытым вопрос о том, что это "то", что должно обязательно произойти?

Практика показывает, что обязательно происходит то, что базируется на специфическом для данных условий, способе связи условий, причин и оснований. Словом, когда условия, причины и основания соединяются специфическим способом происходит возникновение "новых" явлений и качественные изменения в явлениях существующих.

Необходимости подчинено существование всех без исключения явлений. Она всеобща. Ее суть выражает категория философии необходимость. Необходимость – философская категория, отражающая специфические способы связи условий, причин и оснований, без которых явления не могут возникать, существовать и развиваться.

Методологические возможности приема анализа, формирующегося на базе содержания категории необходимость, заключаются в следующем.

Во-первых, названный прием ориентирует аналитика на выявление возможных способов связи условий, причин и оснований.

Во-вторых, он предполагает, что субъект анализа субординирует и координирует понятые им способы связи условий, причин и оснований, при этом особое внимание он обратит на наиболее активные, продуктивные.

В-третьих, опираясь на последние, субъект анализа может наиболее достоверно прогнозировать дальнейшее развитие, изменение познаваемого явления.

Аксиома 29

Очевидно, что, поскольку, жизнедеятельность явления подчинена одновременному воздействию многих необходимостей, поскольку одновременно действуют на познаваемое явление многие способы связи условий, причин, оснований, постольку они «сталкиваются» друг с другом, «борются» между собой. У всякой борьбы есть свой результат, своя результирующая.

Во всех ситуациях неизбежно сталкиваются необходимости разной интенсивности, разных возможностей. Результат таких столкновений, как правило, один и тот же – более «сильная», жизнеспособная необходимость разрывает цепь связи условий, причин и оснований, формирующую более «слабую» необходимость. Так возникает случайность. Вот почему ее называют проявлением и дополнением необходимости.

Процесс «столкновения» необходимостей вечен. Это превращает случайность во всеобщую характеристику бытия, а категорию, отражающую ее суть, делает всеобщей, философской.

Итак, случайность – философская категория, отражающая взаимодействие противоречащих друг другу необходимостей, действию которых  подчинен процесс существования конкретного явления и результат этого взаимодействия.

Какими же методологическими возможностями обладает прием анализа, формирующийся на базе содержания категории случайность?

Во-первых, данный прием ориентирует на выделение противоречий, существующих между необходимостями, которые оказывают воздействие на анализируемое явление.

Во-вторых, он предполагает выделение среди них наиболее острых противоречий.

В-третьих, этот прием формирует установку на изучение прочности связей между условиями, причинами и основаниями в рамках необходимостей, находящихся в особо острых противоречиях.

В-четвертых, определение наиболее острых противоречий и определение наиболее слабых звеньев в цепи необходимостей – база для прогнозирования механизма проявления случайностей в отношении анализируемого явления.

Аксиома 30

В ходе разрешения противоречий между необходимостями, воздействующими на анализируемый феномен, они интегрируются друг с другом, имеют своеобразную результирующую своего взаимодействия. Эта результирующая отражена в науке категорией природа (явления). Другими словами, природа (явления) – это философская категория, отражающая «интегральную» необходимость, играющую главную, основную роль в возникновении и формировании того или иного явления.

Методологические возможности приема анализа, формирующегося на базе категории природа явления, заключаются в следующем.

Во-первых, категория природа ориентирует субъект анализа на выявление всех необходимостей, воздействующих на процесс возникновения и формирования анализируемого явления.

Во-вторых, в приеме, сформировавшемся на базе названной категории, содержится требование выявить интегральную составляющую, работающую на процесс возникновения и формирования анализируемого явления.

Аксиома 31

Любое активное воздействие одного явления на другое вызывает в нем определенные изменения. Эти изменения возникают под воздействием причин, необходимостей, случайностей, интегральных необходимостей. Результат их «работы» в философской науке принято называть следствием. Правда, не все воспринимают этот вывод, как аксиоматический. Есть люди, которые по традиции, существующей в науке, следствиями считают только результаты действия причин. Нам такой подход представляется весьма проблематичным и уж никак не аксиоматичным. Он рождает массу вопросов: а) если следствие – это результат действия причины, то, что является результатом действия необходимости, еще более «мощной» причины, интегрирующей в себе условия, причины, основания; б) если случайность – это та же необходимость, то, очевидно, что и у нее должны быть следствия; в) если природа (явления) – это опять же интегральная необходимость, вызывающая к жизни конкретное явление, то трудно согласиться с тем, что у нее нет следствия. Им-то как раз и является возникший, сформировавшийся под ее действием конкретный феномен.

Словом, нет достаточных оснований связывать следствие только с причиной. Оно продукт и условий, и причин, и оснований, и необходимостей, в том числе и такой, как является природа (явления).

Итак, следствие – философская категория, отражающая результаты действия всех причин, в том числе и специфических, интегральных причин, какими являются необходимости.

Какими методологическими возможностями обладает прием анализа, формирующийся на базе содержания категории следствие?

Во-первых, он ориентирует на выделение и познание «простейших» следствий. Это следствия действия причин.

Во-вторых, данный прием предписывает изучение следствий, вызванных к жизни необходимостями, связывающими воедино, специфическим образом, условия, причины и основания.

В-третьих, этот прием предполагает изучение всех следствий, которые возникают в результате взаимодействия необходимостей.

В-четвертых, названный прием анализа, требует, чтобы были изучены следствия действия интегральной необходимости, которая и предопределяет природу любого явления.

Аксиома 32

Каждое явление «живет» в определенном пространстве. Пространство не может быть сведено к среде, понимаемой в узком смысле этого слова. Пространство характеризует анализируемое явление с позиций протяженности. Другими словами, категория пространство характеризует познаваемое явление во взаимодействии со всеми явлениями, которые может обозревать современный уровень развития науки и практики.

Пространство – всеобщая категория, отражающая форму бытия движущейся материи, характеризующуюся протяженностью, сосуществованием и взаимодействием явлений.

Категория пространство формирует на базе своего содержания прием анализа, который требует, фактически, одного – определения границ взаимодействия данного анализируемого явления с явлениями окружающего его мира, которые сосуществуют и взаимодействуют друг с другом.

Аксиома 33

Каждое анализируемое явление существует не только в пространстве, но и во времени. Это не требует доказательств.

Категория время всеобща, то есть она категория философии. Время – всеобщая категория, отражающая последовательность смены явлений друг другом (или последовательность смены состояний явлений), существующих в конкретном пространстве, фиксирующая длительность и необратимость их бытия.

Методологические возможности приема анализа, формирующиеся на базе содержания категории время заключаются в следующем.

Во-первых, он ориентирует на изучение изменчивости состояний анализируемых явлений, на фиксацию особенностей смены этих состояний.

Во-вторых, данный прием нацеливает аналитика на определение периода существования явления с данным содержанием, сущностью и качеством.

В-третьих, названный прием анализа требует воспринимать каждый период существования конкретного явления, как необратимый, неповторимый, один раз данный.

А.А. Кокорин, доктор философских наук