Есть мнение Новости

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СЕВЕРА

29 октября 2016

Данный материал подготовлен в рамках проекта «Легализуем Российскую Арктику: народная экспертиза нового федерального закона», проводимого Редакцией журнала «Арктика и Север» с целью проведении изучении общественного мнения по проекту.

Административно-тер-риториальное устройство  отражает сложный государственно-правовой механизм территориальной организации, систему государственного управления территориями и местного самоуправления, стратегию социально-экономического развития стран; оптимизирует механизмы взаимодействия государственных (общественных) и рыночных институтов, определяет географическое положение северных территорий, являясь результатом и фактором их социально-экономического развития, что и предопределяет его региональную специфику.

                  Административно-территориальное устройство Американского Севера. Американский Север представлен двумя федеративными государствами – США и Канадой (9,3 млн. кв. км и 10 млн. кв. км). Территория США включает 50 штатов, федеральный округ Колумбия, 3028 административных округов, 35 298 частей административных округов, 40 независимых городов. Канада разделена на 10 провинций, три федеральные территории, округа, графства.

                  Административно-территориальное устройство Севера Европы. К Северу Европы относятся: Королевства - Дании (43 тыс. кв. км. – без Гренландии), Норвегии (387 тыс. кв. км, включая архипелаг Шпицберген) и Швеции (450 тыс. кв. км); парламентарная республика Финляндия (338 тыс. кв. км.). Административными единицами являются: в Дании - 5 областей, 98 коммун (без Гренландии, Фарерских островов); в Норвегии – 19 фюльке (губерний), 5 регионов, 430 коммун; в Финляндии – 19 областей (одна из них автономная), включающих 70 провинций, 352 общины; в Швеции – 21 лен (губерний), 290 коммун, 1467 округов.

                Административно-территориальное устройство Севера России. Каждый субъект Севера РФ делится на муниципальные образования, включающие города, городские районы и округа, поселки городского типа, другие типы населенных пунктов. Муниципальные образования  по экономико-правовому статусу  могут относиться к районам Крайнего Севера и приравненным к ним территориям, к сухопутным территориям АЗРФ. Северные субъекты РФ являются частью 4-х федеральных округов:  Северо-Западного (Санкт-Петербург), Уральского (Екатеринбург), Сибирского (Новосибирск) и Дальневосточного (Хабаровск).

Таблица 5

Население районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

 в 2001-2014 гг.

Регион

2001  (тыс. чел)

2014 ( тыс.чел)

1.        

Республика Алтай

28,7

30,1

2.        

Республика Бурятия

119,4

98,8

3.        

Республика Карелия

728,8

632,5

4.        

Республика Коми

1 042,9

864,5

5.        

Республика Саха (Якутия)

957,5

956,9

6.        

Республика Тыва

305,7

313,8

7.        

Забайкальский край

26,6

21,7

8.        

Камчатский край

366,4

317,2

9.        

Красноярский край

540,1

444,3

10.     

Пермский край

40,9

29,6

11.     

Приморский край

125,9

102,8

12.     

Хабаровский край

643,8

533,7

13.     

Амурская область

121,0

98,4

14.     

Архангельская область,

в том числе НАО

1 369,1

40,9

1 183,3

43,4

15.     

Иркутская область

671,7

555,5

16.     

Магаданская область

193,9

148,1

17.     

Мурманская обл.

922,9

766,3

18.     

Сахалинская область

560,1

488,4

19.     

Томская область

238,1

197,0

20.     

Тюменская область, в том числе:

Ханты-Мансийский АО

Ямало-Ненецкий АО

1 901,1

1 383,4

498,3

2 171,3

1 612,1

540,0

21.     

Чукотский АО

57,5

50,5

 

Итого

10 962,1

10 004,7

Источник: Экономические и социальные показатели районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей  в 2000-2014 гг. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_22/Main.htm  (дата обращения 23.02.2016).

                 

                Российская Арктика как субъект управления всё чаще позиционируется как макрорегион. В монографии «Великий передел Арктики» (2010) приводилась общая типологии регионов России на разных уровнях управления, включая:

1)       микрорегионы, малые регионы, ядро которых составляют отдельные сельские  и городские (малые города) поселения, локальные сообщества, муниципальные образования, самоуправляемые общины;

2)       межмуниципальные, внутрирегиональные кусты (в том числе кластеры, городские агломерации, промышленные узлы, промышленные центры, территориально-производственные комплексы), отличающиеся исторически сложившимися экономическими и социальными отношениями, связями, традициями, схожими условиями жизнедеятельности населения, кустовой инфраструктурой, включая образование, отдых, сферу услуг;

3)       регионы как субъекты Российской Федерации или  мезорегионы (среднего звена). Субъекты РФ — государственно-правовые образования (общности) шести видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;

4)       межрегиональные объединения, ассоциации, союзы —  Северо-Запад, Большая Волга, Центральная Россия, Черноземье, Северный Кавказ, Большой Урал, Сибирское соглашение, Дальний Восток и Забайкалье и др.

5)       11 экономических районов, существовавших ещё в СССР: Северный; Северо-Западный; Центральный; Центрально-Черноземный; Волго-Вятский; Поволжский; Северо-Кавказский; Уральский; Западно-Сибирский; Восточно-Сибирский; Дальневосточный;   и + Калининградская область;

6)       семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Практика их функционирования позволяет сделать вывод о появлении модернизированных  макрорегионов в постсоветской России. По-существу они являются не просто структурными звеньями администрации Президента России, продвинутыми в регионы, а новыми федерально-региональными органами управления и современными экономическими районами, статус которых постепенно возрастает;

7)       макрорегионы — группы экономических районов, которые условно можно обозначить как Северо-Вос-точный — сырьевая периферия, Центральный индустриальный и Южный индустриально-аграрный. К их числу сегодня можно добавить Арктическимй макрорегион;

  1. макроэкономические зоны внутри страны – Западная, условно  европейская, но включающая Урал, и Восточная азиатская, включающая Сибирь и Дальний Восток [Лукин Ю.Ф. Великий передел Арктики. Архангельск, 2010. С.29—30 ].

                В настоящее время увеличилось количество федеральных округов с семи до девяти с появлением Северо-Кавказского и Крымского ФО. Добавился третий город федерального значения – Севастополь.

В отношении АЗРФ ничего не меняется, зона остаётся “зоной”. Может пришло время изменить хотя бы название Арктической зоны на Российскую Арктику?

Для большинства человечества Арктика длительное время была и остаётся землей непознанной, неизвестной, недоступной, как звёзды на небе. Арктика как  яркая и далёкая звезда, всегда манила к себе путешественников, героев, романтиков, полярников, ученых, предпринимателей, военных, завораживала, замораживала и не отпускала от себя уже никогда. И даже сегодня, в двадцать первом веке от рождества Христова, арктический регион остаётся «Terra Incognito» (терра инкогнито) — неизведанной землёй, мало известной в полной мере современному  человеку. Хотя здесь точнее  говорить не о земле («терра») в прямом смысле, не о земной суше, а о большом водно-территориальном приполярном пространстве, значительное время в году покрытом  льдом. 

Комментариев пока нет