Есть мнение Статьи

5 мифов о белорусско-российских отношениях

22 января 2017



5 мифов о белорусско-российских отношениях

После публикации в ряде российских СМИ материалов о якобы имеющем место росте шовинистических настроений в Белоруссии, невольно возникает мысль, что в «Белой Руси» при поддержке Запада поднимает голову русофобия и вскоре может произойти государственный переворот.

То есть очевидна аналогия с Украиной. Учитывая свое геополитическое положение, Смоленск не может оставаться в стороне от этой ситуации. В этом попытался разобраться кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории СмолГУ Демьян ВАЛУЕВ.

1. «Особость» развития белорусских земель

Не погружаясь в совсем уже «седую древность», следует начать с эпохи развитого Средневековья, то есть с эпохи Древней Руси. Государственные образования, существовавшие на землях современных Белоруссии и России, входили в единое политическое, хозяйственное, культурное пространство. Характерно, что целый ряд святых древнерусской эпохи одинаково почитаются в обеих странах (князь Владимир, Авраамий Смоленский, Ефросинья Полоцкая). Через земли современной Белоруссии происходила передача культурных традиций (например, в зодчестве) на остальную Русь. Об этом писали многие выдающиеся исследователи и археологи. Например, фундаментальная работа Леонида Алексеева «Западные земли Древней Руси». (Кн.1 и 2. М., 2008.)

Целый ряд белорусских историков, в том числе и классиков, таких как Митрофан Довнар-Запольский, подчеркивают некую «особость» развития западных земель по сравнению с другими древнерусскими. Характерно, что в современных белорусских школьных (и в некоторых вузовских) учебниках говорится о единстве древнерусской народности, но история Киевской Руси и большинства древнерусских княжеств рассматривается в разделе всемирной истории. Что касается курса родной истории, изучается только та часть Древней Руси, где впоследствии появилась Белоруссия (т. е. территория Полоцкого и Туровского княжеств).

2. Концепция «литвинства»

Важнейшая «болевая точка» - вопрос, связанный с возникновением Великого княжества Литовского и расширением его территории. В основе работ белорусских историков зачастую закрепилось представление о двух центрах Руси в XIV - XV веках. На востоке - формирующееся деспотическое самодержавное Московское государство, перенявшее многие политические порядки от монголов, основанное на подавлении свободы личности в любых ее проявлениях. На западе - Литовское великое княжество, сохранившее в своем развитии лучшие черты политического строя древнерусской эпохи и воспринявшее лучшие традиции Европы. В административном плане Литва, согласно этому подходу, - федерация добровольно объединившихся земель. Сохранялись традиции общинной демократии, что находило отражение в развитом городском и сельском самоуправлении.

Все это полностью укладывается в концепцию «литвинства», чрезвычайно популярную ныне в Белоруссии. Суть ее в том, что современные жители «Белой Руси» - потомки и политические наследники выдающихся деятелей ВКЛ - европейского государства, защищавшего Европу от натиска варваров с востока. Эта концепция основана во многом на трудах таких теоретиков белорусского национализма, как Вацлав Ластовский и Николай Ермалович.

Сейчас их труды (неоднократно переизданные), хотя в них и содержится много фактических ошибок и сомнительных выводов, - классика белорусской исторической мысли.

3. Мифологизация исторического прошлого

В прямой связи с предыдущим пунктом находится и следующая «точка» - борьба между укрепляющимися Московским государством и его западными соседями за пограничные земли.

В современной Белоруссии распространена точка зрения, согласно которой политика великих князей и «столичных» царей носила захватнический характер и была направлена на присоединение исконных белорусских владений, таких как Смоленск или Полоцк.

Одновременно во многих публикациях превозносятся победы белорусских войск, якобы действующих в качестве самостоятельных подразделений армии ВКЛ, а затем и Речи Посполитой. Характерный пример - освещение битвы под Оршей, состоявшейся 8 сентября 1514 года.

После обретения Белоруссией государственного суверенитета и до середины 1990-х годов день Оршанской битвы отмечался как государственный праздник. Ряд политических и общественных деятелей, среди которых есть и историки, утверждают, что 8 сентября «решилась судьба белорусской нации». При этом число московских войск серьезно увеличивается, а литовских (белорусских?) преуменьшается. Идея о «великой победе Белой Руси» активно внедряется в общественное сознание. Так, например, музейная экспозиция в Мирском замке начинается с репродукции картины 1530-х годов «Битва под Оршей».

Кстати, из-за своеобразного подхода по созданию образа «героического прошлого белорусского народа» некоторые из военных деятелей Литвы и Речи Посполитой (Константин Острожский, гетман Ян Ходкевич) превратились в выдающихся полководцев. Вышеупомянутые примеры мифологизации исторического прошлого уже неоднократно подвергались серьезному критическому разбору российских ученых. Благо существует обширный документальный материал, в значительной степени опубликованный, который позволяет более-менее адекватно восстановить картину событий.

4. Тринадцатилетняя война

Острая тема для белорусской историографии - война царства Московского с Речью Посполитой 1654-1667 гг. Она завершилась присоединением к России Левобережной Украины, а также возвращением Смоленска. Одним из главных театров военных действий стала земля современной Белоруссии.

Если в советское время было принято говорить и писать о «братской дружбе двух восточнославянских народов», то с начала 1990-х гг. ситуация меняется. В научно-популярных работах, публикуемых в «синеокой», активно проводится тезис о захватнической войне Московского царства против Речи Посполитой, главными жертвами которой стало население белорусских земель. Популярным стало положение о геноциде в отношении белорусского народа. Характерна в этом плане книга Геннадия Сагановича «Неизвестная война 1654-1667 гг.», выпущенная в Минске еще в 1995 году. Как позже признается сам автор, в ней допущено большое количество фактических ошибок. Тем не менее в вузовских и школьных учебниках можно прочитать, что «по подсчетам некоторых историков с 1648 по 1661 г. в Белоруссии погибло 52% населения. В восточной ее части каждые 80 из 100 человек». В качестве главной причины жертв выставляются варварские действия московских войск. К слову, статья российского историка Алексея Лобина развенчивает все мифы об этой войне.

5. «Шляхетский дух»

В рядах дворян, ставших поданными Российской империи в результате разделов Польши, долго сохранялся оппозиционный дух. Широко известно, что они приветствовали Наполеона как освободителя. Однако благодаря разгрому польских выступлений, пользующихся поддержкой со стороны шляхты и католической церкви, к середине XIX века лояльность белорусского дворянства по отношению к российскому правительству значительно укрепилась. Здесь стоит выделить деятельность генерал-губернатора Михаила Муравьева, направленную на подлинное освобождение крестьян от крепостного права.

Подводя итоги, отмечу: Белоруссия и Россия - давние соседи. В их взаимоотношениях есть, конечно, огромное множество светлых страниц, но существуют и своеобразные «белые пятна» (процесс становления наших западных соседей как отдельной государственности, белорусизация, вопросы еврейской оседлости на территории приграничья). Эти вопросы и по сей день используются противниками выстраивания союзных отношений между нашими государствами. Любые ситуации можно рассматривать или трактовать как проявления отторжения и вражды, так и в качестве свидетельства сотрудничества и содружества. Наиболее приемлемая центристская позиция – понимание развития исторического процесса как сложного диалектического переплетения событий. Поэтому в данной ситуации необходимо заниматься просвещением и подчеркивать то, что нас не разделяет, а объединяет. Последнего намного больше.

Источник: http://www.rabochy-put.ru/society/81147-5-mifov-o-belorussko-rossiyskikh-otnosheniyakh.html

Комментариев пока нет