Колонка редакции Есть мнение Статьи Актуальное интервью Открытая трибуна Доклады

20 тезисов проекта «Доклад Кремля», с которыми новый Президент войдет в Кремль

20 февраля 2017

Простов Александр Федорович – экономист по МЭО, кандидат политических наук, член РАЕН, Сопредседатель НП «Национальный союз общественных экспертов»:  Общество должно само формировать нужную ему «Повестку дня» для власти, которая сегодня, по мнению большинства независимых экспертов, занимается решением не тех проблем, которые нужны обществу - модель воровского олигархического капитализма мы не выбирали...

«Доклад: социальная экспертиза и гражданский контроль»

= демократия и 20 тезисов из проекта «Доклад Кремля» от «Союза экспертов» =

Научно-практическая конференция «Обеспечение эффективности управления и развитие гражданского общества». 27 января 2017 года, организована Международным университетом профессиональных инноваций (МУПИ) и Московским институтом национальных и региональных отношений (МИНРО).

Уважаемые коллеги, о проблеме неэффективного управления было уже сказано достаточно, поэтому я хочу просто предложить наш вариант критерия эффективности управления: «эффективным является управление, в результате которого управляемый объект переходит в режим самоуправления».

Теперь несколько слов о развитии гражданского общества и его связи с понятием демократия. Для этого предлагаю обратиться к вчерашней телевизионной передаче «Поединок», где «одни из лучших умов нашего общества» (так их презентовал ведущий передачи), пытались в течение двух часов найти ответы на вопрос: «Что такое демократия и в чем ее смысл?». Результат этого поиска привел к тому, что смысл демократии свели к необходимости жить по Библейским заповедям, а один из приглашенных на передачу детей сказал, что он вообще за монархию. Итог подвел тритейский судья поединка, сказав, что «демократия - это великое непознанное, которое каждый понимает по-своему...». Это объясняет, почему советская элита пришла к выводу, что «мы не знаем страны, в которой живем и трудимся».

С комментариями к нашим предложениям можно ознакомиться, просмотрев этот ролик: https://www.youtube.com/watch?v=qJrQT_FgDdg

----------------------------------------------------------------------------------------------

Историческая и лингвистическая справка. Демос (др. греч.) - это народ живущий в городе, не считая рабов или это свободные люди Греции, имеющие рабов, где «демы» - (demoi) - это местные округа, административная единица для управления населением и снятия с него податей. Все остальные - это «охлос», которые не имели никаких прав, или «плебс» - плебеи - население Древнего Рима, которое не имело политических прав - там была градация жителей Рима на 3 уровня: граждане государства с полными правами; жители с ограниченными правами гражданина государства и бесправные рабы. Таким образом, по первоначальному смыслу «демократия» - это власть имущих - рабовладельцев, так как быть гражданином означало принадлежать к сообществам с наследственным правом.

----------------------------------------------------------------------------------------------

«Военная демократия» - термин введен для обозначения организации власти на стадии перехода от первобытнообщинного строя к государству, когда полноправными членами общества считались взрослые и здоровые мужчины. Они должны были явиться на народное собрание с оружием, без котрого воин не обладал правом голоса. Военная демократия существовала практически у всех народов, являясь последним этапом догосударственного развития общества. К военной демократии можно отнести римскую общину периода царей, а также греческие полисы «гомеровской эпохи».

«Тоталитарная демократия», которую еще называют «имитационной демократией», так как при этом политическом режиме власть народа лишь декларируется, а на деле простые граждане не принимают участия в управлении государством или же участвуют минимально. Считается, что это одна из форм тоталитаризма, но при этом внешне она сохраняет признаки демократической системы: сменяемость главы государства, выборность органов власти, всеобщее избирательное право и т.д.

«Либеральная демократия» - является правовым государством, построенным на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан. Она ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания.

«Социальная демократия» - идейно-политическое течение, возникшее в рамках социализма как новый, высший тип демократии, установленный в результате перехода государственного руководства в руки рабочего класса и означающий подлинное полновластие трудящегося народа, действительное равноправие граждан, всестороннее гарантирование предоставленных им прав и свобод, однако в дальнейшем встроившаяся в идеологию капитализма с целью утверждения социальной справедливости, солидарности и свободы.

«Народная демократия» (коллективистская) - опирается на народ как единый субъект, обладающий правом издавать законы и решать важнейшие проблемы общественной и государственной жизни. Ну и конечно нельзя не вспомнить о советском демократическом централизме, который означает выборность всех руководящих органов снизу доверху; их периодическую отчетность перед своими организациями и перед вышестоящими органами; подчинение меньшинства большинству; безусловную обязательность решений высших органов для низших....

«Демократический централизм» - рассматривается как форма государственного устройства, основанная на обязательности решения вышестоящих органов для нижестоящих при выборности всех органов и подотчетности их нижестоящим. При демократическом централизме местные советы избираются населением; а местные администрации избираются местными советами и подотчетны им. Демократический централизм является антагонистом бюрократического централизма, при котором местные администрации назначаются главой государства, а местные советы могут либо отсутствовать, либо являться только консультативным органом...

Однако, для полноты картины нужно сказать, что формально (академически) демократия понимается как «форма государства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод». Это значит, что в современной версии - интерпретации - демократия - это власть народа или политический режим, в основе которого лежит коллективное принятие решений с равным воздействием участников на исход процесса (процедура). Такой метод применим к любым общественным структурам, но его основным приложением является государство, где народ является единственно легитимным источником власти (народовластие) и осуществляет самоуправление ради общего блага и общих интересов. Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества (ценности): права человека, законность, свобода, политическое и социальное равенство, право на самоопределение и т.д. ...

Поэтому, исходя из исторической и лингвистической справки, мы говорим сегодня, в первую очередь, о демократии в государстве, которое состоит из этно-родовых, профессиональных, религиозно-идеологических (политических) групп, из классов и сословий, которые выдвигают своих представителей во власть, где всегда присутствует еще одна группа - чиновничья бюрократия, которую часто путают с властью и государством. Эти группы борются между собой и внутри себя за право принимать нужные им законы по вопросу производства и распределения материальных благ и кадровых назначений. Все вместе они составляют «символический и социальный капитал» государства.

----------------------------------------------------------------------------------------------

Терминологическая справка. Государство – это форма политического объединения людей на определенной территории, отделенной границей от территорий других государств. Оно должно обладать пятью признаками государственности: своя территория, свое население, свой язык, своя власть и свое национальное право, построенное на национальных традициях. Носителем суверенитета в государстве является отдельный человек (гражданин); носителем федерализма является этно-родовая община, а гарантами государственности выступает самый многочисленный народ и призванный во власть Правитель. Здесь позиция бюрократии определяется как «социальная группа, исполняющая волю легитимного правителя, а так же как самостоятельная организационно-политическая сила, способная привести к власти своего представителя».

----------------------------------------------------------------------------------------------

«Символический капитал» – это ключевое понятие концепции Бурдье, добавленное к «экономическому капиталу» Маркса К. Оно присутствует во всех типах общества и вместе с религиозным капиталом помогает социальным группам бороться за свое место в жизни. С точки зрения экономики этот капитал является разорительным. Здесь важно отметить специфическую власть агентов культурного поля, которая заключается в способности выявлять существующие принципы мышления и практики, формулировать их и навязывать всему обществу в качестве легитимных, делая их реальностью.

«Социальный капитал» состоит из социальных отношений, позволяющих индивидам получить доступ к чужим ресурсам, количеству и качеству этих ресурсов. Этот капитал представляет собой социальное пространство, состоящее из полей, главными из которых являются экономическое, политическое, культурное, которые борются между собой за расширение своих собственных границ. Каждое поле представляет собой соотношение сил, борющихся за более привилегированное положение на своем поле, за изменение или сохранение статус-кво. На каждом поле формируются свои правила игры. Позиция индивида на поле зависит от его способностей и размера социального капитала. Индивид окружает себя нужными связями, избавляясь от ненужных связей, минимизируя этим свои затраты и время. Через социальный капитал он приобретает доступ к другим ресурсам. Чем больше у агента социального капитала (заслуги, репутация, связи), тем сильнее его влияние. Обладание конкретным капиталом определяет величину власти и позволяет менять власть в одном поле на власть в другом поле, в том числе посредством конвертации своего капитала.

Теперь, опираясь на исторические и лингвистические справки, можно дать свое понимание демократии, которая имеет прямое отношение к теме сегодняшнего форума: «Развитие общества есть поступательное движение от того, «что есть» к тому, «что надо». Это «надо» называется целью развития. Если цель определяет народ, то это называется «демократией». Если эту цель определяет кто-то другой, то это уже не демократия, а что-то другое...

Теперь, после сделанных для понимания уточнений, что такое государство, общество и демократия, можно перейти к теме сегодняшнего форума «о влиянии гражданского общества на эффективность государственного управления». Перефразируя ранее озвученный тезис относительно нашего понимания демократии, можно сказать, что: «Развитие гражданского общества есть поступательное движение к тому, чтобы само общество определяло цели развития и пути их достижения». Обеспечением такого развития занимается социальная экспертиза, которая дает оценку объективности, эффективности и полезности для общества принимаемых властью решений. Концепция социальной экспертизы сформулирована в книге «Социальная экспертиза: новая стратегия развития гражданского общества», которую можно найти на сайте «Центр политической кибернетики».

«Социальная экспертиза» – это элемент общественного самоуправления, выступающий механизмом, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение ранее достигнутых договоренностей между ним и властью. Для этого общество должно формировать нужную ему «Повестку дня» для власти, которая сегодня, по мнению большинства независимых экспертов, занимается решением не тех проблем, которые нужны обществу. Отвечая на как-то прозвучавшее здесь замечание, что мы только критикуем и ничего не предлагаем, сегодня я перечислю наши предложения, которые формируют эту новую «Повестку дня», с которой в Кремль войдет наш новый Президент.

1. Провести опрос населения по теме их удовлетворенностью жизнью, определив показатель «счастья» базовым при оценке деятельности власти.

2. Поставить перед Правительством задачу ежегодно создавать не менее одного миллиона рабочих мест.

3. Вернуть советские ГОСТЫ на продукты питания и запретить производство, использование и ввоз продуктов с ГМО.

4. Ввести отраслевую норму прибыли, что позволит направлять инвестиции в нужные для страны отрасли и проекты. Ограничить норму прибыли в сырьевых отраслях, банковской сфере, ЖКХ и торговле.

5. Вернуть ЦБ РФ под контроль Парламента России и вместе с Правительством сделать ответственным за рост национальной экономики.

6. Вернуть «Единую тарифную сетку для чиновников и бюджетников», где минимальная оплата труда должна отличаться от максимальной не более, чем в 10 раз, например, от зарплаты Президента.

7. Установить 50% долю заработной платы в конечной цене товара и контролировать это через долю фонда оплаты труда в национальном ВВП. Это позволит втрое увеличить минимальную зарплату и соответственно пополнить внебюджетные фонды (пенсионный и медицинский).

8. Установить долю социальных затрат из бюджета на уровне не менее 30% от ВВП – сегодня только 10% (например, в США - 40%, а в ЕС - 30%).

9. Определить реальный размер (стоимость) «Потребительской корзины» на уровне не менее 50% от средней оплаты труда.

10. Определить размер пенсий на уровне не менее 50% от средней оплаты труда по стране не зависимо от места проживания пенсионеров.

11. Вернуть налог на бездетность и определить размер детских пособий и студенческих стипендий на уровне 100% потребительской корзины.

12. Снизить численность чиновников с 3 млн. до 500 тыс. человек. При этом численность силовых структур не должна превышать численность армии.

Заставить чиновников управлять регионами и экономикой посредством экспертного управления проектами вместо монетарного управления.

13. Признать, что за производительность труда и модернизацию отвечает власть и собственник. В России она в 3 раза ниже, чем в развитых странах, а зарплата работников ниже в 10-15 раз. При этом оплата труда чиновников выше, чем у их зарубежных коллег, поэтому их доходы нужно снизить.

14. Реализовать идеи Ломоносова, заложенные в реформах Витте и Столыпина - создать по 11 часовым поясам Региональные Инвестиционные Центры «Российскую Единую Биржевую Систему». Это позволит запустить в оборот муниципальные активы. Установить ресурсно-золотой эквивалент рубля как мировой резервной валюты вместо ничем не обеспеченного доллара и отказаться от создания особых условий для чужих инвестиций.

15. Разработать новую модель размещения производств и населения по территории России. Расселить крупные города, реализовав проект «Одноэтажная Россия». Это позволит превратить территориальный фактор в геополитическое преимущество страны.

16. Учитывать особенности освоения ресурсов севера, применять только «вахтовый метод», используя мигрантов как временные трудовые ресурсы, освободив от них центральные районы и крупные города.

17. Объявить общенациональной целевой программой строительство по всей России «теплых туалетов» (аналог «туалетной революции» в Китае).

18. Отменить ювенальную юстицию в любом виде и запретить вмешиваться в дела семьи социальным органам.

19. Внести в Конституцию РФ статью о русском народе и отменить статью, по которой международное право имеет приоритет над национальным правом.

20. Убрать со всех каналов ТВ рекламу и сделать отдельный рекламный канал, а полученные за рекламу средства распределять по рейтингам.

Реализовав эту «Повестку дня», Россия перехватит интеллектуальную, политическую и экономическую инициативу по всему спектру существующих проблем. На этом фоне, сама власть сможет удержать под контролем все социально-политические процессы, происходящие в стране.

И в заключение предлагается оценить еще один вид демократии, который более других подходит для России - это «Прямая демократия», которая может существовать как отдельная целостная форма (Древняя Греция V век до н.э., Великий Новгород в XII—XV веках, современная Швейцария), так и в виде самостоятельно-встроенного элемента в другие демократические системы.

«Прямая демократия» (Непосредственная демократия) - это форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами - это прямое принятие решений самим населением общего и местного характера. В своем развитии прямая демократия проходит путь от общинно-вечевой самоорганизации до электронной демократии. Варианты и направления для инициирования вопросов могут исходить как от граждан, так и от отдельных групп. Концепция прямой демократии стоит в центре информационной теории демократии. Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне небольших групп общества по вопросам частного характера. Недостатком прямой демократии является сложность ее применения на больших территориях без использования компьютерной техники и мобильной связи.

Прямая демократия отличается от представительной демократии, где исполнение законодательных и контрольных функций производится через избранные народом представительные органы и специальные институты. Недостатками представительной демократии являются: коррупция, борьба за власть и контроль за финансовыми потоками, манипуляции общественным мнением и нарушением прав и свобод человека при их недостаточной законодательной защите. В идеальной форме представительная демократия существует только в ограниченном круге развивающихся стран. Современная тенденция построения наиболее развитых обществ предполагает встроенный в нее институт прямой демократии, уровень которой в каждом отдельном случае имеет свои особенности. В политической истории были случаи использования институтов прямой демократии в ущерб представительной и наоборот.

На основе опыта Пятой французской республики была разработана политико-правовая теория «Плебисцитарной демократии». Согласно ей условия существования высокоразвитого индустриального общества требуют концентрации всей политической и административной власти в руках общенационального Лидера и подчиненного ему высокопрофессионального бюрократического аппарата. Для обеспечения политической стабильности Лидер должен опираться не на парламентские учреждения, а непосредственно на волеизъявление нации, выражаемое через плебисциты, посредством которых избирается президент и проводятся предложенные им важнейшие решения.

® Copyright © Простов А.Ф. All Rights Reserved. Публикуется на правах рукописи, все права сохранены, ссылки при перепечатке обязательны. Основные работы и книги автора опубликованы на сайте «Центр политической кибернетики»: www.politcyber.ru 


Комментарии 1

хотим предложить для ознакомления определённые изыскания: http://lawinrussia.ru/content/skazki-pro-sovremennye-didakticheskie-igry-molodezhi