Блог пользователя Яхьяев Мухтар

Государственно-конфессиональная политика России

Автор: Яхьяев Мухтар 14/12/2012

Государственно-конфессиональная политика, стихийно сформировавшаяся в современной России, имеет свои особенности, обусловленные распадом СССР, сменой социально-политического строя и вызванными этими процессами коренными изменениями идеологических ориентиров и всей системы духовно-нравственных ценностей общества и личности. Разрушение устоявшейся социалистической модели взаимоотношений государства и религии вызвало изменения как сущностного содержания государственно-конфессиональной политики России, так и механизмов, способов, форм ее реализации.

Про экстремизм с терроризмом и про коварный зарубеж

Автор: Яхьяев Мухтар 19/09/2012

Тема экстремизма и терроризма в последнее десятилетие не сходит с экранов телевизоров, со страниц печати, живо обсуждается на научных конференциях, партийный форумах, собраниях общественности. Ни один официальный документ или выступление руководителей российского государства не обходится без разъяснений причин экстремизма и вопросов его профилактики. Еще больше внимания этим пагубным социальным явлениям уделяется в публичных отчетах и указаниях республиканских чиновников.

Особенности экстремистской религиозной идеологии и практики

Автор: Яхьяев Мухтар 17/09/2012

В предыдущей публикации мы пришли к выводу о том, что идеология у российского государства все-таки есть и название ей – консервативный либерализм. Потому и все реформы, официально осуществляемые в России, имеют конечной целью утверждение либеральных ценностей. Государственной идеологии противостоят альтернативные идеологические системы, предлагающие свои программы политического, социально-экономического, духовно-нравственного реформирования российского общества. Одной из таких альтернатив является идеология религиозно-политического экстремизма. Попытаемся разобраться в ее особенностях.

Россия: государство без идеологии, общество без национальной идеи?

Автор: Яхьяев Мухтар 16/09/2012

В статье 13 Конституции Российской Федерации зафиксировано: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Из этого положения выводится утверждение о том, что Российское государство не имеет и не может иметь своей идеологии. Но тогда все разговоры об антиэкстремистской, антикризисной, иных формах государственной идеологии, об усилении идеологического противодействия деструктивным идеологиям не более чем заблуждение и самообман. Из конституционного запрета государственной идеологии иногда выводится и отрицание возможности и целесообразности выработки общенациональной идеи для России. Но давайте зададимся вопросом: действительно ли Российское государство изначально обречено на безыдейное существование или же этот запрет на государственную идеологию не более чем «мудрствование от лукавого»?

Об экстремизме, религиозности и духовно-нравственной ситуации в республиках Северного Кавказа

Автор: Яхьяев Мухтар 15/09/2012

Те, кто сегодня рассуждает в средствах массовой информации о религиозном экстремизме и терроризме, чаще всего исходят из очевидного постулата: религия выступает действенным инструментом борьбы за сферы влияния в мире. В качестве доказательства приводятся события на Северном Кавказе, указывается на то, что исламский фактор используется заинтересованными политическими силами как наиболее эффективный для насаждения чуждых северокавказским народам религиозных воззрений и культов. Действительно, инструментальная роль религии не является новацией сегодняшнего дня. Религиозный фактор в истории всегда использовался и будет использован внешними силами для достижения своих, и далеко не всегда религиозных, целей и устремлений. Однако события, происходящие в последние два десятилетия на Северном Кавказе, неправомерно объяснять только лишь враждебным внешним идеологическим влиянием, хотя и сбрасывать со счетов это влияние было бы опрометчиво.

Как нам обрести мир и согласие?

Автор: Яхьяев Мухтар 14/09/2012

Обилие очевидных причин, детерминирующих социальную напряженность в дагестанском обществе, вовсе не означает того, что идеология и практика экстремизма не являют собой угрозы для стабильного существования общества и безопасности личности. Экстремизм, являясь порождением общего социального кризиса и извращенной формой выражения протестных настроений, в свою очередь сам выступает существенной причиной дальнейшей деградации общества и личности.

Философия и мировоззрение

Автор: Яхьяев Мухтар 13/09/2012

1. В преддверии философии

2. Понятие мировоззрения, сущность и структура

3. Предфилософские типы мировоззрений

Философия — одна из древних и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VII—VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Призванием философов сделались постановка мировоззренческих вопросов и поиск ответов на них. Уяснение таких вопросов имеет для людей жизненно важное значение. Это особенно ощутимо в переломные эпохи с их сложным сплетением проблем — ведь именно тогда происходит и перестройка мировоззрения. Так в истории было всегда. Но, пожалуй, никогда еще время не ставило столь остро задач философского осмысления всего происходящего, отказа от старых схем, обновления мировоззрения, как на переживаемом сейчас отрезке истории.

Средневековая мудрость и идеалы возрождения

Автор: Яхьяев Мухтар 12/09/2012

Особенности средневековой мудрости. До недавнего времени было принято считать, что в эпоху средневековья не было сколь либо значимых достижений философской мысли.

Мыслители нового времени

Автор: Яхьяев Мухтар 11/09/2012

Учебное пособие Яхьяева Мухтара Яхьяевича предназначено для самостоятельной подготовки студентов к семинарскому занятию по философии для изучения духовного наследия и творческих судеб великих мудрецов и мыслителей одного из наиболее сложных этапов развития философской мысли.

Общее и особенное в этнической культуре дагестанцев

Автор: Яхьяев Мухтар 10/09/2012

Традиционная культура дагестанских этносов, благодаря своим важнейшим характеристикам, обладает непреходящим общечеловеческим значением. В условиях Дагестана она закрепила наиболее значимые материальные и духовные достижения народов, выступила хранителем их духовно-нравственного опыта, их исторической памятью. Особенные этнические формы существования общезначимых ценностей, специфические способы их накопления и сохранения, приемы и методы их передачи последующим поколениям должны стать объектом пристального изучения со стороны философов, историков, этнографов и т.д.