Принципы и основные направления формирования системы административно-политического просвещения в Российской Федерации

Предложенная статья была написана в результате дискуссии о политическом образовании в Волгоградской академии государственной службы на конференции «Политическое просвещение молодежи в Германии и России». 1.    Введение. Постановка проблемы.
Принцип системности в организации административно-политического просвещения (АПП) предусматривает формирование институциональных основ подготовки кадров аппаратных работников в системе государственной гражданской и муниципальной службы. Целью системы АПП является  подготовка аппаратных работников для органов государственной власти субъектов РФ и федеральных органов власти на территории субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в муниципальных образованиях с численностью населения от 100 тыс. человек. В дальнейшем данная категория государственных и муниципальных служащих должна стать основным проводником и организатором реформирования  административной системы РФ. Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:1) формирование институтов политического просвещения, которые должны осуществлять отбор и первичную подготовку соискателей в «Единый государственный кадровый резерв» (ЕГКР), (условием создания ЕГКР является упразднение существующих неэффективных форм кадровых резервов – от системы МСУ до федеральных кадровых проектов «Единой России» и др.);2) предварительная подготовка «резервистов», ориентированную на четыре иерархических уровня профессиональной деятельности: МСУ – региональные органы государственной власти – органы государственной власти на территории субъектов РФ – федеральные органы власти;3)  профессиональная специализированная подготовка аппаратных работников (прошедших предварительный отбор) в Государственных кадровых центрах (ГКЦ).Отбор, предварительная и специализированная подготовка аппаратных работников осуществляется на следующих уровнях:1) базовый уровень – политическое образование (основы политической системы РФ, принципы государственного управления, нормативно-правовая база государственной гражданской и муниципальной службы);2) уровень предварительной подготовки – политическое просвещение (ценности и нормы поведения государственного гражданского и муниципального служащего, морально-нравственные и идеологические основы государственной службы; принципы и формы патриотического воспитания);3) уровень специализированной подготовки – административно-политическое руководство (основы аппаратной работы, избирательное право, системные принципы взаимодействия с органами государственной власти (включая «силовые структуры») и местного самоуправления.Реализация принципа системности административно-политического просвещения направлено на решение следующих проблем:1) отсутствие кадров в системе государственной гражданской службы, способных к осознанной и целенаправленной деятельности в сфере государственного строительства;2) фактическая деиерархиезация государственной и муниципальной службы (включая вопросы денежного содержания, социальных льгот, служебных полномочий и функций);3) рост роли неформальных отношений в сфере государственной гражданской и муниципальной службы, являющийся «питательной средой» для коррупции. 2.    Институциональные основы системы административно-политического просвещения.Реализация вышеперечисленных целей и задач возможна только в условиях институционального оформления АПП. Институты АПП должны выполнять следующие функции: 1) набор и отбор «резервистов» (в возрасте от 30 до 45 лет);2) обучение;3) профессиональная подготовка (включая обязательную систему стажировок в странах ЕС);4) психологическая подготовка (с привлечением опыта «силовых структур»);5) морально-нравственная подготовка.Исполнение данных функций должно осуществляться поэтапно на институциональных уровнях:Уровень 1.  Школы политического образования (ШПО). Целевые аудитории – студенческая молодёжь старших курсов, работники исполкомов политических партий, активисты политических партий и общественных организаций. База – по одному высшему учебному заведения в каждом субъекте РФ. Кадры – профессорско-преподавательский состав из местных вузов. Методики и программы обучения разрабатываются и внедряются специалистами из созданных Методических центров школ политического образования (на базе системы РАГС и региональных академий государственной службы; возможна организация системы на базе Федеральных округов). Финансирование – целевое, федеральное. Подотчётность – Методическим центрам. Срок обучения – 1 год без отрыва от основной работы (учёбы). Набор – по перечню формальных требований. Численность слушателей – 100-120 человек в каждом субъекте РФ (около 10 тыс. человек на РФ в целом).Уровень 2. Курсы административно-политического просвещения (КАПП).  Целевые аудитории – лучшие выпускники ШПО, государственные гражданские и муниципальные служащие (в возрасте от 30 до 45 лет). База – одно из высших учебных заведений в каждом Федеральном округе (система РАГС). Кадры – профессорско-преподавательский состав ведущих вузов соответствующего ФО,  руководители региональных и местных органов власти (на основе предварительного отбора), лекторы и тренеры федеральных проектов в сфере общественно-политической работы. Методический центр – АП РФ. Финансирование – бюджеты субъектов РФ (т.к. кадры готовятся, в первую очередь, для субъектов РФ). Подотчётность – АП РФ. Срок обучения – 2 года (1-й год – без отрыва от основного места работы/учёбы, 2-й год – «полный пансион»). Набор – по перечню формальных требований и закрытому конкурсу. Численность слушателей – 50 человек на один Федеральный округа (350 человек на РФ в целом).Уровень 3. Высшие курсы государственного управления  (ВКГУ). Целевая аудитория – лучшие выпускники КАПП, государственные гражданские и муниципальные служащие руководящего звена (по принципу административно-территориального квотирования). База – один из ведущих вузов Москвы или Санкт-Петербурга (в дальнейшей перспективе – новый учебный центр). Кадры – лекторы и тренеры из ведущих вузов РФ и зарубежных стран, руководители федеральных органов государственной власти, общественно-политические деятели федерального уровня. Финансирование – целевое, федеральное. Подотчётность – АП РФ. Срок обучения – 1 год (включая ½ учебного года на профессиональные зарубежные стажировки) на условиях «полного пансиона». Набор – по конкурсу и на основании проверки личных данных соискателей правоохранительными органами (100 человек, из них 50 – выпускники ВКГУ, 50 – по направлениям из регионов). Уровень 4.  Кадровая ротация в системе «Государственный кадровый центр». По результатам профессиональной деятельности каждый выпускник ВКГУ один раз в 2 года проходит аттестацию, на основании которой может претендовать на более высокую должность. Статус ГКЦ – структурное подразделение АП РФ. Численность: в течение каждого последующего года после первого выпуска ВКГУ - +100 человек. Ориентировочные сроки подготовки и реализации проекта:Этап 1. Подготовка и разработка методической и нормативно-правовой базы. 2010 г.Этап 2. Запуск проекта ШПО – 2011 г. (учебный год в Проекте совпадает с календарным). Подготовка методической и нормативно-правовой базы для проекта КАПП.Этап 3. Запуск проекта КАПП – 2012-2013 гг. Параллельно осуществляется второй и третий наборы в ШПО. Подготовка методической, нормативно-правовой и материально-технической базы для проекта ВКГУ.Этап 4. Запуск проекта ВКГУ – 2014 г. Подготовка нормативно-правовой базы для проекта  ГКЦ. Этап 5. Запуск проекта ГКЦ – 2015 г. и далее. Подготовка методической базы государственного кадрового мониторинга в РФ. Начало подготовки административно-политической реформы. Примечания:1.    Данный проект не заменяет существующих в настоящее время форм подготовки и переподготовки государственных гражданских и муниципальных служащих. Его главная цель – поступательная интенсивная подготовка кадровой элиты, основанная на соединении элементов образования, воспитания и специализированной профессиональной подготовки.   2.    Сверхзадача проекта – формирование системы политического образования и просвещения, эффективно выполняющей функции «лифта социальной мобильности» на ведущие руководящие должности субъектов РФ и федерального уровня государственной власти. 3.    В реализацию проекта с первого этапа его подготовки должны быть вовлечены специалисты «силовых ведомств». Основание – объективные противоречия между структурами государственной гражданской службы и «силовиками», в рамках которых первые де-факто рассматриваются как «добыча» вторых. В названных обстоятельствах коррумпированность государства не уменьшается, а, напротив, многократно возрастает. В рамках данного проекта уже с начала его реализации должны отрабатываться модели конструктивного взаимодействия государственных гражданских и муниципальных служащих  с «силовиками»: на правовом, методическом и практическом уровнях. Материал подготовил:Пилипенко Виктор Александрович,директор НИИ социальной антропологии города ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы»400131, Волгоград, ул. Гагарина, д. 8.Контакты Телефоны: 8 (8442) 73-08-02 (раб.),  8-902-362-15-25 (моб.)Факс: 8 (8442) 24-17-32 (с пометкой «Для Пилипенко В. А.»)