Массовое политическое просвещение молодежи: цели, ценности, формы организации

Существующие в настоящее время формы вовлечения молодежи в общественно-политическую деятельность являются бессистемными и по этой причине малоэффективными. В подавляющем большинстве случаев государственные инициативы в сфере молодежной политики имеют недолговременный, «проектный» характер; ориентированы на краткосрочный политрекламный эффект; малосодержательны с точки зрения воспитания гражданской ответственности и основ политической культуры. Активное использование современных политических и информационно-коммуникационных технологий на несколько шагов опережает институциональное оформление политического просвещения молодежи, зачастую подменяет даже элементарные попытки определения целей и задач, обсуждения и формулирования прививаемых ценностей.Негативными последствиями сложившейся ситуации является формирование в среде наиболее социально активной части молодежи мотивационных установок, не имеющих морально-нравственной основы:- карьеризм, в русле которого участие в общественно-политической деятельности рассматривается как необходимое стартовое условие для последующего попадания в административно-политическую «обойму»;- прагматизм, рассматривающий декларируемые гражданские и политические ценности как средство достижения личных целей;- конформизм, в рамках которого лояльность по отношению к текущей государственной политике является самоценностью и самоцелью. В итоге к настоящему времени в России и субъектах РФ доминируют имитационные формы гражданского и политического просвещения, возникают «ситуационно» молодежные политпроекты, привлекающие к себе весьма незначительную часть молодых людей, но при этом отталкивающие значительно большие группы молодежи. Данная тенденция не только не может не приводить к объективному росту электорального абсентеизма молодежи и другим формам общественно-политической пассивности, но и чревата распространением предпосылок для латентных форм асоциальной, антисоциальной и экстремистской деятельности.В условиях финансово-экономического кризиса и роста социальной напряженности в российском обществе (научно-обоснованная диагностика которых в настоящее отсутствует) сохранение прежних форм «молодежной политики» в области гражданско-политического просвещения следует рассматривать не только как малоэффективное, но и социально опасное. Органичное сочетание практики «наших» и «селигер-проектов», с одной стороны, и ментальности «Дома-2», с другой, подводит российскую государственность не только к хроническому дефициту кадрового голода на профессиональных и честных специалистов, но и к опасной грани тотального выхолащивания в массовом сознании молодежи понятий «патриотизм», «справедливость», «гражданская ответственность». Основой принципиально новой государственной молодежной политики должна стать закладка институциональных основ массового политического образования и просвещения. Фундаментом этой инициативы должна стать организация системы массового государственного политического образования молодежи. Структурными элементами такой системы должны стать три вида социальных институтов, каждый их которых выполняет строго определенные функции. Институты общего, среднего специального и высшего образованияОбщее (школьное) образование  Методическая, организационная разработка и внедрение в практику преподавания  в старших классах общественных дисциплин новых форм «непосредственного контакта» с представителями муниципальных и региональных законодательных органов власти (депутатами), территориальных избирательных комиссий, судебных органов власти.  Формы и содержание такого взаимодействия должны быть определены не инициативами школ и учителей, а внесены в обязанности работников перечисленных выше структур.   Целесообразно рассмотреть возможность создания региональных методических центров (на базе профильных структурных подразделений исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), которые должны организовывать и координировать работу по политическому образованию учащихся старших классов общеобразовательных школ.Среднее специальное образование (студенты колледжей) и высшее образование (студенты вузов)  Наиболее важной задачей является развитие практических навыков конструктивной гражданской и политической активности студенческой молодежи. Главными направлениями этой работы должны стать: а) лектории на базе колледжей и вузов по современному избирательному законодательству РФ, субъектов федерации, муниципальных образований (лекторы – представители государственных и муниципальных органов власти). В дальнейшем возможно рассмотрение вопроса о введении в государственный образовательный стандарт специальных обязательных учебных дисциплин, ориентированных на получение необходимых знаний в области избирательного права в РФ;  б) возрождение существовавшей раннее в советских вузах практики «факультетов общественных профессий», прививающих практические навыки публичных выступлений, ораторского мастерства, культуры ведения дискуссий и т.д.Для студентов вузов, обучающихся на гуманитарных специальностях, такая практика должна быть распространена особенно широко. Пилотной площадкой могут стать федеральные государственные университеты, система академий государственной службы в регионах; в) развитие молодежной волонтерской деятельности (на безвозмездной основе) в сфере реализации общественно-политических и благотворительных проектов. Приобщение максимального числа молодых людей к волонтерской деятельности должно ставить своей главной задачей выработку практических навыков осознанного участия в работе общественных организаций.Институты средств массовой коммуникацииПри государственной поддержке должен быть создан специальный медиа-холдинг «молодежного вещания», объединяющей в себе  общефедеральный телевизионный канал, канал радиовещания (аналог – радиостанция «Юность» конца 80-90-х гг. ХХ века), периодическую печать (журналы, пресса), интернет-ресурсы. Основной целью деятельности медиа-холдинга должна грамотное сочетание информационно-познавательной, воспитательной и развлекательной составляющих. Сверхзадачей – конкурентное вытеснение из российского медиапространства наиболее одиозных и низкопробных образцов молодежной массовой «культуры». Важной составляющей деятельности данного медиахолдинга должна стать разработка и внедрение молодежных социальных проектов по бойкотированию медийных продуктов, наносящих прямой вред нравственному здоровью подрастающего поколения.Политическое образование и просвещение молодежи должно стать системообразующим элементом  государственной молодежной политики в этом направлении, а активное привлечение талантливой молодежи к работе СМИ данного медиа-холдинга должно стать институциональной основной для формирования нового поколения российской журналистики.Политическое образование в Рунете должно ставить своей задачей формирование системы государственных молодежных интеренет-ресурсов, ориентированных на интерактивность как механизм решения конкретных практических задач: от получения подробной информации о деятельности молодежных общественных организаций в регионах и муниципальных образованиях до оказания молодым людям правовой помощи и поддержки.   Институты местного самоуправления    На уровне местного самоуправления должен решаться вопрос о согласовании и координации различных форм политического образования и политического просвещения в конкретном муниципальном образовании (или  группе муниципальных образований), в соответствии с культурными, этническими, религиозными, социально-экономическими условиями и потребностями жителей. Исполнительные и представительные органы местного самоуправления должны быть не только исполнителями, но и инициаторами поддержки молодежных инициатив, предусматривающих активное взаимодействие муниципалитетами. Наибольшей опасностью в данном плане является рост числа имитационных форм осуществления молодежной политики органами местной власти – создание «молодежных советов», «молодежных парламентов», «молодежных администраций» и т.п. Подобные формы могут рекомендоваться для внедрения только в том случае, если они подкреплены соответствующей нормативной базой, являются элементами кадровой политики муниципальных органов власти (например, формирование реально действующих кадровых резервов из числа молодежи), имеют долгосрочный характер.     Муниципальные органы власти должны в первую очередь: 1) предоставлять режим максимальной организационной и материально-технической поддержки федеральным проектам политического образования молодежи; 2) предоставлять муниципальные СМИ на безвозмездной основе для освещения федеральных и региональных проектов по политическом образованию молодежи; 3) координировать деятельность местных молодежных объединений и организаций при реализации совместных проектов. Решение перечисленных задач организации массового политического образования в Российской Федерации должно осуществляться по следующим этапам:1)    подготовка, обсуждение и принятие Национальной доктрины политического и гражданского образования молодежи;2)    подготовка и принятие необходимой нормативно-правовой базы (на федеральном и региональном уровнях);3)    разработка долгосрочной бюджетно-финансовой составляющей Национальной доктрины и содержания этапов ее внедрения;  4)    определение основных субъектов, задействованных в реализации данного проекта;5)    определение политических и социокультурных рисков, способов их минимизации.       

 
Контакты Телефоны: 8 (8442) 73-08-02 (раб.),  8-902-362-15-25 (моб.)Факс: 8 (8442) 24-17-32 (с пометкой «Для Пилипенко Виктора Александровича»)