Статьи и публикации

Российская модель демократического контроля: современное состояние и перспективы эволюции

Автор: Редакция ПО 03/04/2020

В июне 2017 г. на площадке Петербургского международного экономического форума прошло заседание панельной секции «Государство и общество: новые подходы к открытому диалогу», в ходе которого между политиками, экспертами и представителями «третьего сектора» развернулась полемика о статусе и функциях гражданского общества в процессе управления государством.

Политико-философские основания парламентаризма как института представительной демократии

Автор: Редакция ПО 31/03/2020

В современной политической структуре государств парламент является важнейшим институтом. Его существование базируется на определенных фундментальных принципах и основах организации власти в обществе. В то же время единый взгляд на эти фундаментальные принципы парламентаризма политическая наука еще не выработала. В научной литературе известны как сторонники, так и противники парламентаризма.

Русские исламисты как политико-психологическая реальность. Часть II. Русские правоверные неофиты как новая ментально-политическая реальность.

Автор: Редакция ПО 29/03/2020

В России ислам является традиционной религией, второй после православия по численности исповедующего ее населения. При этом процессы ментальной экспансии исламизма вступили здесь в резонанс с реисламизацией [7], которая в известной мере была вызвана провозглашением в начале 90-х годов постулатов идеологического плюрализма. Приобщение людей к исламскому вероучению, его системе ценностей и образу жизни вышло за групповые рамки тех, кого принято называть этническими мусульманами. Появились неофиты — новые приверженцы ислама, новообращенные мус́лимы (от араб. مِلْسُم — «принявший ислам», «мусульманин», «покорный (Богу)»).

Русские исламисты как политико-психологическая реальность. Часть I

Автор: Редакция ПО 20/03/2020

В работе представлен политико-психологический анализ феномена русских мусульман в контексте современной российской полиментальности. Авторы обращают внимание на то, что в условиях либеральных реформ имеет место инспирирование извне протестных антироссийских религиозно-идеологических умонастроений в молодежной среде. Речь идет о формировании такого политико-психологического феномена, как русский исламизм, при использовании психологической и духовной незрелости бессубъектной части русской молодежи. В статье обсуждаются политико-психологические аспекты целенаправленной трансформации сознания русских неофитов с использованием их инфантильности, низкого субъектного статуса и фрустрированной идентичности, что приводит к разрушению и модификации базовых структур национального менталитета в группах социального риска. Делается вывод о том, что транснациональными операторами политического ислама реализуется стратегическая программа по переформатированию идентификационных представлений и установок маргинальной части русской молодежи с целью разрушения русского ментального кода.

Моделирование и предупреждение межэтнических конфликтов в национальном регионе (на примере Республики Башкортостан). Часть II.

Автор: Редакция ПО 18/03/2020

Для регионального же общества аномия является именно угрозой нового типа, поскольку возникла она во многом по причине резкого фазового перехода от регионализма к новой системе политико-властных отношений между субъектами и федеральным центром в ходе реформ по укреплению «вертикали власти». Сложные общественные трансформации, которые запустились вслед за этим в Республике Башкортостан, привели многочисленным разрывам устоявшейся социальной ткани, к заметной хаотизации и ускорению общественно-политических и экономических процессов в регионе. В какой-то мере это неизбежный и закономерный процесс, который, тем не менее, требует решения новых интеграционных задач, соответствующих динамике усложняющегося общества.

Моделирование и предупреждение межэтнических конфликтов в национальном регионе (на примере Республики Башкортостан). Часть I.

Автор: Редакция ПО 15/03/2020

Общепринято, что основными причинами, способствующими распространению деструктивных процессов, в том числе экстремистского характера, являются длительные периоды социально-экономической нестабильности, сопровождающиеся, с одной стороны, социальной дифференциацией граждан, бедностью, с другой – низкой эффективностью работы государственного аппарата, общественных институтов, отсутствием надежных механизмов правовой защиты населения.

Рассмотрение исламского менталитета (политико-психологическое эссе). Часть V. Вместо заключения

Автор: Редакция ПО 05/03/2020

«Государи или республики, желающие остаться неразвращенными, должны, прежде всего, уберечь от порчи обряды своей религии и непрестанно поддерживать к ним благоговение, ибо не может быть более очевидного признака гибели страны, нежели явное пренебрежение божественным культом». (Н. Макиавелли)

Рассмотрение исламского менталитета (политико-психологическое эссе). Часть IV. Проблемы, основания и возможности политического взаимодействия с исламом

Автор: Редакция ПО 02/03/2020

«… религия Мухаммеда еще имеет будущность; она еще будет если не развиваться, то распространяться. Постоянные успехи Ислама среди народов мало восприимчивых к христианству в Индии, Китае, Средней Африке, показывают, что духовное молоко Корана еще нужно для человечества». (В.С. Соловьев)

Рассмотрение исламского менталитета (политико-психологическое эссе). Часть III. Исламский менталитет в контексте принципа субъектности

Автор: Редакция ПО 27/02/2020

«Мир Ислама не породил универсальных гениев, он не дал и не мог дать человечеству «вождей на пути к совершенству»… Основная ограниченность в миросозерцании Мухаммеда и в основанной им религии это отсутствие идеала человеческого совершенства или совершенного соединения человека с Богом, идеала истинной богочеловечности». (В.С. Соловьев)

Рассмотрение исламского менталитета (политико-психологическое эссе). Часть II. Проблема субъекта в исламе

Автор: Редакция ПО 25/02/2020

«Между языческой чувственностью (мед) и христианской духовностью (вино) Ислам, в самом деле, есть здоровое и трезвое молоко: своими общедоступными догматами и удобоисполнимыми заповедями он питает народы, призванные к историческому действию, но еще не доросшие до высших идеалов человечества». (В.С. Соловьев)